В 2020 году цена на стеклотару может увеличиться в 10 раз

Собрать и переработать

Недавно в Борисове горела свалка. 2 гектара тушили 5 часов. Понадобилось 13 единиц пожарной техники. Новость ворвалась в интернет как по заказу, накануне общественного обсуждения проекта депозитно–залоговой системы обращения тары, запланированного на июнь. Будто чтобы в очередной раз напомнить: закапывать мусор на свалках — тупиковый выход для общества потребления. Если на первом этапе хотя бы стеклянные, пластиковые бутылки и жестебанки удастся собрать и переработать, уже широкий шаг вперед. Кстати, каждый гражданин сможет высказать свое мнение. Например, о том, за какие деньги он готов нести пустую тару в приемный пункт. Как мне удалось узнать, в проекте соответствующего постановления Правительства залоговая стоимость еще не определена, однако проведенный не так давно онлайн–опрос показал: наши граждане не станут игнорировать и халатно выбрасывать пустые стеклянные и пэт–бутылки и жестебанки при их цене свыше 15 копеек.


Хотя в Литве, где система действует несколько лет, это 10 евроцентов, что эквивалентно почти 24 копейкам. Ну и приемных пунктов там почти нет. На 90% их заменяют фандоматы — устройства, в передней стенке которых есть отверстие, куда по одной опускаются бутылки и банки. Аппарат распознает их форму, материал и считывает штрих–код. А дальше нажимаете кнопку — и получаете чек, который можно обналичить в том самом магазине, где и установлен аппарат.

Для сравнения: сейчас пустую стеклянную бутылку у вас примут за 2 с лишним копейки. Даже на талончик, чтобы отвезти ее сборщикам, не хватит. Тем не менее, как утверждает начальник управления ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун, это нынче самый ходовой товар у заготовителей после изделий из черных металлов. Определенного образа жизни граждане доставляют из мусорных контейнеров. По приблизительным оценкам, где–то половину выпускаемой в оборот стеклотары удается собрать сегодня. Хуже обстоит дело с пластиковой упаковкой — 70% ее попадает на свалки. Кое–что пытаются извлечь после сортировки на заводе «Экорес». Но качество такого сырья оставляет желать лучшего.

К концу года, как следует из пятилетней госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда», необходимый пакет документов для полноценной работы депозитно–залоговой системы должен быть принят. И уже в 2020–м в крупных гипермаркетах появятся порядка 2,5 — 3 тысяч фандоматов. В Литве хватило 1.100. И уровень сбора тары поднялся до 80%. Более того, стало доподлинно известно, сколько оборачивается этого вторсырья на рынке. Система позволяет отслеживать информацию в режиме реального времени. Все это не за горами появится у нас: два инвестора из Германии и Скандинавии готовы взяться за дело.

Но депозитно–залоговая система, на мой взгляд, должна стать первым шагом к изменению нашего отношения к бытовым отходам. Главный приоритет — снижение мусора как такового. Пока имеем эффект обратный. Если 10 лет назад в стране ежегодно в пересчете на душу населения образовывалось 280 кг бытовых отходов, то нынче — 400 кг. Извлечь вторсырья удается не более 17%. В составе отходов нынче сложные полимеры, смесовые ткани и неперерабатываемые виды упаковки. Введение депозитно–залоговой системы стимулирует повторное использование сырья: дорогую стеклотару выгоднее оборачивать несколько раз. Сжигание мусора — тоже неизбежность. Уже наверняка в Минске будет построен мусоросжигательный завод. Город в поиске инвестора. Если учесть опыт Швеции, которая готова закупать бытовые отходы для утилизации из других стран, поскольку свои либо перерабатываются, либо сжигаются для получения электроэнергии, то ход верный. Главное, чтобы при этом еще и вывоз бытовых отходов на свалку был исключительной мерой. Иначе Беларусь рискует из преимущественно равнинной стать горной страной, только горы наши будут мусорными, да еще и пылающими периодически...

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter