Ни дня без строчки: школьницы из Кадино и в будни, и на каникулах мастерят красивые и полезные вещи

Следует шить

Экологично, экономично, эстетично: школьницы из могилевского Кадино делают «экаторбы» с белорусским колоритом

В агрогородке Кадино Могилевского района в тренде сумки-шоперы. Удобную, прочную, практичную, а главное, экологичную альтернативу полиэтиленовым пакетам шьют местные школьницы. И, популяризируя родную страну, украшают свои «экаторбы», как они их называют, надписями на белорусском языке.

Чтобы сшить «экаторбу», у девчат уходит чуть больше часа.

«Три Э»

«Ружа», «Сям'я», «Беларусь»… Как объясняют девчата, надписи, как и название «экаторба», белорусские, чтобы все понимали, «откуда они родом». 

— С этими сумками не только наши землячки в школу и магазин ходят. Когда к нам приезжают делегации из России, Башкортостана, все на наши торбы внимание обращают. Дарим. Людям приятно, а себе мы еще сделаем, — говорит 16-летняя Ангелина Николаева. — С пятого класса рукоделием занимаемся: научились шить салфетки, косметички, фартуки, кухонные прихватки, постельное белье, шторы. В обычные дни делаем это на уроках труда, на каникулах мы, старшеклассницы, задействованы в швейной бригаде, которая мастерит нужные вещи для соцучреждений Могилевского района.


Бизнес-проект по изготовлению шоперов педагоги и ученики из Кадино представили этим летом на детском экономическом форуме, что проходил в рамках IV Инвестиционного форума «Могилевский район — территория возможностей».

Креативных идей там было много: одна из сельских школ сделала акцент на интересные экскурсионные маршруты, вторая — на интерьерных кукол, третья — на выращивание овощей, — вспоминает учитель обслуживающего труда Елена Заблоцкая. — А мы презентовали проект под названием «Три Э: Экологично. Экономично. Эстетично». Он понравился. С тех пор и шьем наши «экаторбы».

Учитель труда Елена Заблоцкая с ученицами Валерией Прохоренко и Ангелиной Николаевой.

Коллективное творчество

По словам 15-летней Валерии Прохоренко, на изготовление одной сумки уходит чуть больше часа. 

Но это только сам пошив, — уточняет десятиклассница. — Чтобы изделие выглядело стильно, современно и аутентично, его еще нужно украсить. Дизайн придумываем сами. Разный: не только цветы и белорусский колорит, но и аниме, забавные надписи, зверушки. Сперва рисовали вручную специальными красками — на то, чтобы они закрепились, уходит еще два дня. Теперь, спасибо учителю физики Виталию Шушлакову, который облегчил нам работу, наносим аппликации с помощью трафарета.

— Под проект закупили ткани предприятия «Моготекс». Швейные машины были, а благодаря реализации инновационного проекта «Внедрение аддитивных технологий на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности для формирования технологической культуры учащихся 6—9-х классов учреждений среднего образования» запустили печать трафаретов с помощью 3D-принтера. У нас вообще очень дружный коллектив, идеи подсказывают и наставники, и дети. Сюжеты аппликаций десятиклассницам Ангелине Николаевой, Валерии Прохоренко и Ксении Суворовой помогли разработать дефектолог Ирина Островская — выпускница художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени Машерова, и психолог Наталья Юхимец, которая тоже отлично рисует, — перечисляет Елена Заблоцкая. — К слову, с помощью «экаторб» мы популяризируем не только белорусскую культуру и язык, но и традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни: на сумках изображаем семейное древо, разные виды спорта. В планах — сшить такие сумки для сменной обуви еще и с логотипами классов.

И себе, и людям

«Экаторбы» — не единственный креативный проект сельской школы. Шьют юные сельчанки под руководством наставников рубахи и платья с белорусским орнаментом, развивающие игрушки. Лиза Гончарова придумала коврик-трансформер. Модуль легко меняет форму, его можно выложить в виде дорожки или геометрической фигуры: мягкие квадраты, из которых он состоит, между собой соединены пуговицами и петлями. На каждом — задачка: какая погода за окном или сколько ног у осьминога? Ответы в виде деталей — в комплекте. Нужно просто найти верное решение и закрепить его с помощью липучки. По словам педагогов, еще одно преимущество коврика-трансформера в том, что он может прирастать квадратами по мере взросления ребенка. Например, если добавить английский алфавит, дети, играя, смогут изучать иностранный язык.

— Коврик понравился дошколятам, поэтому мы решили: в этом году на уроках труда девятиклассники смастерят еще один. После устроим лотерею, по итогам которой подарим мягкий трансформер одному из детских садов Могилевского района, — рассказали в школе. 


Творческий процесс настолько затягивает учеников, что шитье становится для них чем-то большим, нежели просто хобби. Елизавета Гончарова по окончании школы поступила в Мозырский государственный педагогический университет имени Шамякина. Преподавать детям труды мечтает и Валерия Прохоренко. Причем работать она хочет в сельской школе: 

— Отучусь и вернусь на Родину — туда, где моя семья, друзья, где мне хорошо и комфортно.

kislyak@sb.by

Фото предоставлено Еленой ЗАБЛОЦКОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter