Нужен ли Беларуси закон, предусматривающий наказание за настойчивое преследование предмета своей страсти?

Следствие по телу

Наказание за домогательства отобьет у мужчин охоту быть настойчивыми ухажерами?
Стамбульская конвенция о предотвращении насилия в отношении женщин дает четкое определение понятия “домогательство”. Однако сегодня под эту формулировку гребут все подряд. То, что нынче происходит в США и Западной Европе, где мужчин массово обвиняют в харассменте и объявляют борьбу за идею неприкасаемости, породило движение в защиту права сильного пола активно ухаживать за понравившейся дамой. Нужен ли Беларуси закон, предусматривающий наказание за настойчивое преследование предмета своей страсти?

army.mil

Западные СМИ распространили шокирующую на волне мегапопулярности обвинений сильного пола в сексуальных домогательствах новость: сто известных француженок, в том числе Катрин Денев, выступили в защиту права мужчины приставать к женщине. “Изнасилование — это преступление. Но настойчивый или неуклюжий флирт не является нарушением, как галантность не представляет собой агрессивный мачизм”, — сказано в заявлении активисток, опубликованном в газете Le Monde. Они считают, что право мужчин приставать к женщинам — неотъемлемая часть сексуальной свободы. Вот несколько выдержек из нашумевшего письма:

“Мужчины были вынуждены отказаться от своей работы только из-за того, что дотронулись до чьей-то коленки или попытались кого-то поцеловать”.

“Насилие — это преступление, но попытка соблазнения, даже настойчивая и грубая, — не преступление”.

“Как женщины мы не хотим быть частью такого феминизма, который вместо того, чтобы осуждать злоупотребление властью, взращивает вражду по отношению к мужчинам и сексуальности”.

“Хотя и необходимо высказываться против злоупотребления властью мужчинами, непрекращающиеся обвинения начали выходить из-под контроля”.

twicsy.com


Подписавшиеся под письмом назвали пуританством кампанию против сексуальных домогательств, развернувшуюся на фоне громких скандалов. Они осудили волну доносов на мужчин, которая начала стремительно нарастать, распространившуюся после обвинений в насилии известного голливудского продюсера Харви Вайнштейна.

Тем временем в МВД Беларуси считают, что пришла пора решать проблемы с сексуальным домогательством, особенно на рабочем месте. Пока в нашей стране подобного рода отношения слабо доказуемы и никак не наказуемы ни в административном, ни в уголовном плане. Однако если верить высказываниям форумчанок на ветках под хэштегом #MeToo (этот флешмоб запустили в поддержку тех, кто пережил сексуальное насилие или харассмент), примеров более чем достаточно:

“Бывший шеф на работе не мог просто пройти по коридору, ему обязательно надо было перещупать всех попадавшихся на пути более или менее привлекательных сотрудниц. Кому по мягкому месту “дружеский” шлепок, кого за щечку потрогает, кого за грудь. 

И все с шуточками-прибауточками, но это было так мерзко! Замужние девчонки быстро меняли работу. Одинокие, боявшиеся потерять стаж и зарплату, терпели. 

А что делать, когда на тебе “висят” ребенок, родители-пенсионеры? На мою соседку по кабинету начальник “запал” с первого дня ее работы. Тут уже щипками дело не ограничивалось. Специально давал ей невыполнимые задания, а потом — пройдите, Леночка, ко мне в кабинет, будем вместе пробовать справиться с заданием. Возвращалась она вся издерганная, глаза отводила. Уволилась через несколько месяцев, когда шеф открыто предложил ей стать его “наложницей”.

“Я полгода проработала в корпорации, где было пятьдесят сотрудников мужчин и меньше десятка женщин. Вспоминаю это время с содроганием. Нас, женщин, вообще за людей не считали. Когда кого-то из девчат повышали в должности, “серпентарий” коллег, состоящий из представителей сильного пола, объявлял, что “блондинка неплохо потрудилась под столом у начальника”. Если кто-нибудь видел клип группы “Республика” под названием “Счастье” — это про наш “дружный” коллектив. Читаем доклад перед начальством — кто-нибудь из ребят обязательно показывает похабные жесты в наш адрес, рисует дурацкие картинки и подкидывает нам. Самый дикий случай произошел с новенькой сотрудницей. Начальник отдела пригласил ее на свидание, во время которого снял на телефон все, чем они занимались, и отправил видео своим коллегам. Бедную девочку извели потом насмешками и предложениями “выступить на бис”.

“Такое случается не только там, где основная часть коллектива — мужчины. В нашей школе — один физрук на весь “курятник”. Есть тетки, которые от него млеют, строят планы по захвату “объекта”. А он ходит гоголем, чувствует вседозволенность и лапает всех подряд — замужних, свободных. Многим такое отношение не нравится, ему сначала просто об этом говорили, потом грозились мужей на него натравить. Но никто так и не рискнул: у нас ведь мужья чуть что, сразу жен обвиняют. Значит, так себя вела, раз он позволил себе вольности... Пожаловались на него директрисе — она женщина пожилая, еще тех, патриархальных устоев. И вместо того чтобы приструнить ловеласа, она устроила выволочку учительницам: оказывается, это мы провоцируем физрука руки распускать. На полном серьезе запретила использовать макияж (мы и без ее запретов красились по минимуму, школа ведь!), носить юбки выше щиколоток. Еще и лекцию прочитала на тему того, что мужчин в педагогике кот наплакал, их надо ценить на вес золота, а мы, дуры озабоченные, пытаемся очернить и выжить уважаемого человека...”

Рисунок Олега Попова

Психолог Павел Зыгмантович считает, что в нашем обществе действительно наблюдается тревожная тенденция взаимоотношения полов:

— Не так давно на Западе было проведено любопытное исследование, которое показало: чем меньше женщина видит сексуальный интерес со стороны мужчины, тем добрее к нему относится. И наоборот, если она ощущает, что вызывает у мужчины-коллеги или просто знакомого влечение, то напрягается, чувствует себя в опасности. Это ненормальный симптом, который доказывает: что-то мы, мужчины, делаем неправильно, когда пытаемся ухаживать за дамами. Проще говоря, манера многих современных мужчин общаться с понравившимися женщинами слишком далека от поведения цивилизованного человека.

— Это как-то связано с тем, что мы просто недопонимаем друг друга?

— Безусловно. Социум — заложник многих стереотипов. Например, так называемая репрессивная мораль нашей культуры, которая требует от женщин сжатости и диктует практику завуалированного отказа. Нашим барышням до сих пор нежелательно выставлять напоказ свою чувственность, свои эротические желания. То есть если условной Кате нравится условный Саша, то на его предложение интимной близости она все равно вроде как должна ответить отказом. Хотя бы в первый раз. Ибо так велит воспитание. Мол, мужчина должен добиваться. Не случайно родился анекдот: “Если женщина говорит “нет”, это означает “да, но попозже”. Однако постичь тысячи оттенков женских фраз под силу немногим мужчинам. Порой мы просто не понимаем, чего от нас хотят. Отсюда ситуация с домогательствами: она говорит “нет”, но я буду настойчивым и она согласится. Только как понять, когда именно “нет” означает: “Будь активнее, и тебе воздастся!”, а когда под “нет” имеется в виду: “Ты мне противен, я не хочу тебя!”?

Еще один стереотип: женщину нужно принудить, потому что все они в глубине души мечтают о грубом сексе или даже об изнасиловании. Здесь есть очень важный нюанс: действительно это одна из самых популярных женских эротических фантазий. Но! Эти грезы касаются исключительно партнера или партнеров, к которому (к которым) представительница прекрасного пола чувствует влечение. Это не значит, что все подряд дамы просто ждут не дождутся, когда первый же встречный самец, образно говоря, намотает на кулак их косы и потащит добычу в пещеру. К сожалению, многие мужчины не понимают, что их могут не хотеть. Что они могут быть неприятны. Несмотря на то что позиционируют себя как мачо и захватчики.

— Допустим, у нас введут ответственность за сексуальные домогательства. Не станет ли это причиной того, что многие белорусские мужчины, и без того не сильно активные в поисках своей второй половинки и ухаживаниях за ней, вообще предпочтут иметь дело исключительно с виртуальными куклами?

— Такой риск имеет место быть. Но я ожидаю другого и гораздо более важного поворота событий: это приведет к перестройке межличностных коммуникаций полов. Проще говоря, женщины станут более прямолинейными и честными в выражении своих симпатий и антипатий. Исчезнет пагубная практика ложных отказов, поскольку у слова “нет” появится наконец только один — изначальный — смысл. И мы постепенно придем к тому, что наши барышни не будут опасаться делать первый шаг навстречу понравившемуся мужчине. Я — за выравнивание гендерных шероховатостей в этом вопросе.

Как защититься от харассмента?

Психологические исследования показывают, что в зависимости от ситуации и поведения обидчика женщины могут использовать различные способы защиты.

Например, отказ от непристойного предложения и попытки избегать встреч с агрессором, разговор о проблеме с друзьями, родственниками или коллегами, а также откровенный разговор с самим виновником и официальная жалоба.

Чаще всего жертвы пытаются просто избегать своего обидчика, хотя намного эффективнее был бы откровенный разговор с ним, который расставил бы все точки над “i”. Однако из-за страха мести или потери работы мало кто прибегает к таким действиям, как и к жалобам более высокому руководству.

Специалисты в области психологии утверждают, что вероятность сексуальных домогательств напрямую зависит от политики компании и ее отношения к такому поведению. Важным фактором также является то, как будет наказан виновник и как руководство будет реагировать на такие жалобы.

В нашумевшей истории с Харви Вайнштейном широко обсуждается тот факт, что его поведение было хорошо известно в компании (настоящий голливудский секрет Полишинеля), но большинство сотрудников либо закрывали на это глаза, либо сами имели отношение к сексуальным домогательствам. Так что жалобы руководству мало что дали бы — вот почему их почти не было.

В ТЕМУ

Исследования последних четырех десятилетий указывают на то, что сексуальные домогательства являются очень распространенной проблемой для женщин, пишет сайт bbc.com.

Диапазон того, что разные люди считают сексуальным домогательством, достаточно широк — от намеков и оскорбительных жестов до нежелательного физического контакта, нападений или изнасилования.

Чаще всего сексуальным преследованием на работе считается, когда руководитель требует от подчиненного сексуальных услуг в обмен на карьерный рост, а в случае отказа угрожает отомстить.

Наиболее распространенной формой сексуального харассмента (более 55% сообщений) являются комментарии с сексуальным подтекстом, неуместные или назойливые приглашения на свидание, замечания о внешности и разнообразное невербальное поведение, например, оскорбительные жесты, многозначительные взгляды или свист.

Чаще всего обидчик не является руководителем и имеет такой же статус в организации, как и жертва.

Однако официальные данные не показывают настоящего масштаба проблемы. Словесные домогательства, к примеру, чрезвычайно распространены, но мало кто признает их настоящим сексуальным домогательством.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter