Вокруг монетарной политики сознательно формируют деструктивные слухи, цель которых лишь одна — психологическое давление на население. Но мы это уже проходили…

Скучно, девочки!

Весна — время сезонных психических обострений. Вот и «независимые» телеграм-каналы начали разносить информацию о якобы включении печатного станка. Значимых аргументов, подтверждающих эмиссию, не приводят, а сваливают в одну кучу все новости: начиная от посевной и заканчивая новенькими купюрами в банкоматах. Плюс (классическая вишенка на торте черной пропаганды) ссылка на анонимный источник в Национальном банке. И ни слова об анализе монетарной политики и статистике того же Нацбанка. Она публикуется и по некоторым показателям — ежедневно. Правда, ее надо уметь «читать». Либо «телеграмные» пропагандисты не обладают соответствующей квалификацией (скорее всего, именно так), либо ставят перед собой цель не аналитики, а информационной диверсии — спровоцировать финансовые метания населения с набегом на банки и обменники. Такие призывы, кстати, уже не единожды раздавались в течение прошлого года. К счастью, большинство людей уже научились отделять зерна от плевел. И просто так их запаниковать не заставишь: мы все это уже проходили.


Что бы ни говорили, но за последние пять лет доверие к Нацио­нальному банку и его политике значительно выросло. И у профессиональных участников рынка, и у населения. Да и финансовый регулятор стал более открытым. Другой вопрос, что желающих поиграться в попытки раскачивания финансовой стабильности в Беларуси остается немало. У этих господ-то принцип такой: чем хуже, тем лучше. Поэтому очень хочется спровоцировать какие-нибудь метания граждан. Ну, например, набег на обменники. Прямые призывы в прошлом году не сработали. Поэтому постепенно разворачивается кампания косвенных информационных провокаций. И одно из направлений — упорное педалирование слухов об эмиссии. И под этот тезис пытаются подтянуть все. Даже новые купюры в банкоматах.

Хотя свежесть денежных знаков в обороте никак не свидетельствует об их количестве. Потому что купюры, как и все материальное, не вечны. В среднем их срок жизни составляет 1—3 года. Очевидно (исходя из банальной логики), что мелкие номиналы изнашиваются быстрее, крупные — медленнее. Поэтому с марта прошлого года происходит плановая замена 20-ти и 50-рублевых купюр. Об этом официально сообщал Национальный банк. Так в этой части явно никаких сенсаций.

«Часть изношенных купюр изымается из оборота и заменяется новыми: это нормальный процесс», — отмечает эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. Он также отметил: количество купюр само по себе не может являться индикатором денежно-кредитной политики. Например, безналичных денег (на карт-счетах) у граждан в полтора раза больше, чем вращается наличных денег. Поэтому необходимо анализировать широкий пласт статистики. «Информация в Национальном банке открытая, и она свидетельствует — необоснованного увеличения денежной массы нет», — констатирует Алексей Авдонин.

Алексей Авдонин убежден: «Национальный банк действует в соответствии с правилами денежно-кредитной политики, направленной на сохранение финансовой стабильности».

Что касается различных предположений доморощенных экспертов, то Алексей Авдонин рекомендует гражданам не оценивать ситуацию по наитию, а анализировать официальные данные. Благо они находятся в открытом доступе и формируются исходя из международных стандартов. Другой вопрос, что далеко не все способны проанализировать сложную финансовую статистику. Но тогда логично ориентироваться на мнение экспертов, которые дорожат своей репутацией, работают на финансовом рынке и не занимаются хайпом, а свои суждения формируют на основе фактической информации.

С экспертом БИСИ согласен и председатель правления ЗАО «БСБ Банк» Сергей Дубков. «Анализируем всю информацию, никаких изменений на денежно-кредитном рынке не произошло», — утверждает он. Больше добавить, собственно, и нечего: ситуация на финансовом рынке прозрачна и хорошо управляема.

Эта информационная атака на нашу финансовую систему не первая. И, к сожалению, не последняя. Конечно, пандемия и связанные с ней девиации в мировой экономике оказали отрицательное влияние и на Беларусь. Но, говоря объективно, у нас не все так плохо, как пытаются преподнести тролли из телеграма. Особенно если сравнивать с результатами мировой экономики. Глобальный долг в прошлом году, например, увеличился на 35 процентных пунктов и достиг 355 процентов ВВП. Он рос в несколько раз стремительнее, чем в финансовый кризис 2008 года. Причем особенно резкий рост произошел в ЕС. В США из 3 тысяч самых крупных торгуемых акционерных обществ 527 являлись компаниями-зомби — зарабатывали меньше, чем у них проценты по кредитам. При этом за год они увеличили свою задолженность в три раза — с 378 миллиардов до 1,36 триллиона долларов. Можно приводить еще множество примеров, с какими проблемами столкнулась мировая финансовая система. По сравнению с многими странами (в том числе и развитыми) белорусские экономические показатели выглядят весьма оптимистично. Поэтому для эмиссии предпосылок уж точно нет. Как бы этого ни хотелось злобным, зацикленным на негативе авторам отдельных каналов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter