Гродненский Версаль: в Святске возрождают дворцовый комплекс XVIII века

Сказка из дворца

Дворец в деревушке Святск в Гродненском районе, подобный тому, что находится во французском Версале, спустя долгие годы забвения наконец-то дождался прихода архитекторов и строителей. Старинный комплекс XVIII века с прудами и парком имеет стратегическое значение: мимо него проезжают безвизовые туристы по пути на Августовский канал. Корреспондент «Рэспублікі» прогулялась по стройплощадке и оценила масштаб работ.

После того, как в 2005 году дворец опустел, вандалы начали потихоньку разбирать все, что можно было унести. Через несколько лет комплекс представлял собой жалкое зрелище, вызывая тревогу у историков и общественности. Так было до тех пор, пока остатки былой роскоши не отдали санаторию «Озерный»

Творение Сакко

Через пару лет здесь, в некогда роскошном имении Воловичей, смогут провести отпуск все желающие. Это будет совершенно уникальный объект для оздоровительных и туристических целей. Во дворце с флигелями и галереями разместятся музейный комплекс, ресторан и гостиничные номера на 49 мест. Здесь же появится зона для лечебно-оздоровительных процедур. В многофункциональном хозяйственном корпусе за садом воссоздадут конюшню с каретной, кузницу, откроют пивоварню с баром для отдыха и дегустаций. В гостевом доме у пруда появятся гостиничные номера на 8 мест повышенной комфортности. Отдельная тема — парковая зона с благоустройством территории. Все это просматривается уже сейчас. Но с чего же все начиналось?

Дворец возле небольшой деревушки Святск построил в 1799 году знаменитый итальянский архитектор Джузеппе Сакко. С того времени комплекс пережил столько перемен, что впору писать исторический роман. Чего стоит одна только история с призраком панночки, которую замуровал в одну из стен собственный отец, князь Волович, за любовь к простолюдину. В начале XX века усадьба начала постепенно приходить в упадок. После 1921 года часть имения с дворцово-парковым ансамблем отдали министерству здравоохранения Польши. В 1930-х годах польские власти проводили реставрационные работы под руководством профессора Оскара Сосновского, а в 1939-м  усадьба стала лечебницей для наркозависимых. Во времена СССР здесь работал госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны, а позже — санаторий для больных туберкулезом. В общем, можно представить себе метаморфозы, которые претерпел за это время дворцово-парковый комплекс. 

Работа кипит
Анатолий ПАРХУТА

Главный архитектор ОАО «Гродножилстрой» Анатолий Пархута согласился провести экскурсию и поговорить о сложностях работы. Едем на место грандиозных перемен. Находится дворцово-парковый комплекс в 20 километрах от Гродно по дороге, ведущей на Августовский канал. Проехать этот поворот невозможно. Издали на солнце сверкают водной гладью пруды. Сам дворец скрывается от глаз путешественников за вековыми деревьями. Во времена расцвета здесь был разбит английский парк, посажен сад, а также лес из грабов, сосен, кленов. 

— Большинство деревьев уже отжили свой срок, поэтому стоит нелегкая задача: сочетать уникальные растения с современным ландшафтным дизайном, — начинает экскурсию Анатолий Сергеевич. 

А вокруг кипит стройка. У левого флигеля возведены строительные леса, и рабочие струей воды смывают с фасадов отслоившуюся штукатурку. Начальник микрорайонной застройки ОАО «Гродножилстрой» Виктор Барташ уже не первый раз работает на историко-культурном объекте. Он отвечает за стройку и ежедневно руководит процессом:

— Сейчас на объекте трудятся 70 человек. Работаем с декабря прошлого года, и за это время уже многое сделано. Завершены работы по инженерным сетям и сооружениям. Можно сказать, что мы стали полностью автономными. Во время недавно проведенных исследований выявлены дефекты, которые ранее не были учтены. Необходимо принимать быстрые решения по их устранению. К зиме дворец должен быть с новой крышей основного здания, чтобы была возможность проводить отделочные работы. 

Дворцовый комплекс выглядит заметно посвежевшим, хотя основное здание пока изменений не претерпело. В боковых флигелях вставлены окна, установлена кровля. Галереи, соединяющие правый и левый флигеля с дворцом и еще не так давно пребывающие в аварийном состоянии, радуют глаз и снаружи, и внутри. Какие еще вопросы приходится решать по ходу восстановительных работ? Анатолий Пархута признается:

— Основная проблема — отсутствие доработанной филиалом ОАО «Белреставрация» проектной документации по дворцу. Сталкиваемся с тем, что не все изначально продумано в плане функциональных решений по самому дворцу. Постоянно выявляются недоработки проектных решений других зданий и коммуникаций, нет оперативности в согласовании разделов проекта с эксплуатационными организациями. Кроме того, что мы являемся генеральным подрядчиком, стараемся оказывать генпроектировщику помощь в решении этих проблем. 

Возрождая историю по крупицам

Проходим во дворец. Вестибюль с парадной лестницей, которая неплохо сохранилась для своих лет. По ней можно подняться в бальный, античный, колонный и сентиментальный залы. От былого величия, правда, тут мало что осталось. Но и эти крохи поражают воображение. Огромные резные двери, камин и печь, расписные колонны с узорчатыми сводами. 

— Вот эти цифры на стенах указывают на места, где под слоями краски обнаружены элементы декора, — показывает мне на отметины Анатолий Пархута. — Это уже дело реставраторов, работающих в одной связке со строителями. Их задача — максимально восстановить то, что подлежит восстановлению. 

— Все это требует огромных вложений, — аккуратно подвожу я собеседника к обсуждению денежного вопроса. 

— Общий объем работ по договорам подряда пяти пусковых комплексов составляет около 

15 млн рублей. Из них более 5 млн рублей уже освоено. Правда, сюда не входят воссоздание интерьеров и работы по возрождению парковой зоны. Интерьеры пока существуют только на стадии эскизов. Эта тема полностью не раскрыта. Живопись, лепнина, люстры, обрамления, мебель, барельефы и многие другие детали  требуют дополнительных исследований. Осенью специально ездил в Варшаву, где сохранились отдельные замерные работы, которые проводил во время реконструкции Оскар Сосновский. 

— Часто ли приходится обращаться к зарубежным специалистам?

— Дальнейшие работы, связанные с дворцом, не вижу без участия коллег из Польши, — говорит архитектор. — Первые контакты у нас уже состоялись. Польская сторона готова оказать консультативную помощь по восстановлению подобных объектов. Дело в том, что архивные документы по Святску пропали во время Первой мировой и найти их пока не удалось. 

— Когда дворцово-парковый комплекс смогут наведать первые гости?

— Планируется, что к концу года будут завершены работы в правом и левом флигелях с галереями. Как внутри, так и снаружи. Руководство области во главе с губернатором Владимиром Кравцовым достаточно часто приезжает на объект. Они предлагают, как только это станет возможным, открыть музейную экспозицию. И это вполне логично и целесообразно. 

tanula.k@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter