Случаи по потребительским делам, связанным с прокатом товаров, в судебной практике нечасты. Подробностями одной поучительной истории, случившейся в прошлом году, поделился юрист Минского общества потребителей Вадим Мазго.
Когда житель Минска Дмитрий К.* обратился в прокатную организацию, чтобы арендовать дорогую фотокамеру, он и не подозревал, что запланированная им съемка членов семьи закончится… в суде. При заключении договора аренды его не насторожили ни изношенный вид камеры, ни то, что у нее не работала зарядка от электросети – вместо нее потребителю выдали отдельное зарядное устройство для аккумуляторной батареи. Заплатив 120 рублей за аренду аппарата, Дмитрий отправился на запланированный фотосет с родственниками.
На месте выяснилось, что камера неисправна: она сигнализировала об ошибке, дисплей буквально позеленел, а потом аппарат вовсе перестал работать и снимать. В тот же день Дмитрий отвез злополучную камеру прокатчику. В организации также зафиксировали, что она не работает, и составили акт, согласно которому клиент сдал аппарат с повреждениями. На следующий день прокатчик передал камеру своему мастеру (как позже выяснилось в зале суда, не имеющему специального образования, но утверждавшему, что долгое время занимается фототехникой). Этот доморощенный «эксперт» составил перечень недостатков, в наличии которых обвинили Дмитрия. Прокатчик предложил ему выплатить полную стоимость фотокамеры – 3,5 тысячи рублей.
* Имя героя изменено по этическим соображениям.
В ТЕМУ
При получении в аренду бытовой или цифровой техники нужно тщательно осмотреть ее на предмет каких-то видимых внешних повреждений, а также проверить работоспособность и соответствие тем функциям, которые заявлены производителем. К примеру, если берете вентилятор и у него заявлены три режима работы, стоит насторожиться, если работают только два, – это уже неисправное устройство и недостаток должен быть отражен в акте приема-передачи.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Юрий Кулевец, заместитель председателя профсоюзного комитета ОАО «Белшина» (Бобруйск):
– Воспользоваться услугами проката мне доводилось дважды: в обоих случаях брал в аренду детские товары – беговел и батут. У меня подрастает младший сын четырех лет – все эти развлечения предназначались для него. Беговел взял на месяц, чтобы потестировать и понять, понравится ли ребенку и стоит ли его покупать для постоянного пользования. В итоге спустя месяц малыш потерял интерес к велосипеду. Необходимость в батуте возникла, когда младшенький стал скакать и лазить по мебели. Три месяца использовали взятый на прокат снаряд, причем юзал его не только младший сын, но и старший. Актуален ли в наше время сервис проката? Безусловно! Он позволяет сэкономить средства на покупках вещей, которыми не будете пользоваться продолжительное время. Когда я стал гуглить сервисы проката в Бобруйске, нашел сразу несколько предложений от частников. Это говорит о том, что спрос на услуги аренды вещей имеется.
derzhanovich@sb.by