Сеяли в августе, убирали – в январе. Для Венесуэлы это норма

НАШ собеседник третий год работает в Венесуэле, участвуя в проекте «Агрогородок La Roana». О том, как идет строительство, что происходит на полях хозяйства, а также о планах на 2013 год он рассказал в специальном интервью «Белорусской ниве». Итак, слово Анатолию ГОРДЕЙЧУКУ — начальнику отдела сельскохозяйственных проектов территориального управления № 5 ЗАО «Белзарубежстрой».

«Белзарубежстрой» в далекой стране не только строит, но пашет и жнет

НАШ собеседник третий год работает в Венесуэле, участвуя в проекте «Агрогородок La Roana». О том, как идет строительство, что происходит на полях хозяйства, а также о планах на 2013 год он рассказал в специальном интервью «Белорусской ниве». Итак, слово Анатолию ГОРДЕЙЧУКУ — начальнику отдела сельскохозяйственных проектов территориального управления № 5 ЗАО «Белзарубежстрой».

— Анатолий Иванович, многие отождествляют «Белзарубежстрой» со строительной организацией. В белорусской прессе достаточно широко освещается работа завода стройматериалов в Гуатире, немало информации о заводах МАЗ, МТЗ и «Амкодор» в штате Баринас, а также о ходе строительства кварталов социального жилья в штате Арагуа и Каракасе. Тем не менее об агрогородке — практически ни слова. Начнем с географии: где находится ваш объект, как выглядит местность?

— Агрогородок Ла Роана строится в штате Гуарико, примерно в двухстах километрах на юго-запад от столицы Венесуэлы — Каракаса.

Горы и холмистая местность заканчиваются на севере штата, у его столицы — города Сан-Хуан де лос Моррос. Далее к югу тянутся степи, которые здесь называются «льянос». Там и находится наш объект, примерно в часе езды от Сан-Хуана в направлении города Калабосо.

Пейзаж напоминает белорусский, особенно Минщину. Штат, где мы работаем, относится к равнинным, традиционно ориентированным на сельскохозяйственное производство, в большей степени, животноводство.

Второй по величине город — Калабосо — считается агро-индустриальной столицей штата, а также сырной столицей Венесуэлы — здесь варят известные на всю страну сыры. Кроме того, Калабосо является крупнейшим в Венесуэле производителем риса. Площадь рисовых полей муниципалитета составляет порядка 80 тысяч гектаров.

За исключением Калабосо крупных и высокоэффективных коллективных хозяйств в штате Гуарико нет, хотя во владениях местных фермеров — сотни и тысячи гектаров земель. Нет племенных пород скота, нет крупных молочно-товарных ферм, нет мелиорированных полей, нет хороших дорог и инфраструктуры… Но есть огромное желание изменить все к лучшему. Для этого правительством Уго Чавеса и была разработана общенациональная программа «Великая миссия — Агро Венесуэла», в рамках которой мы работаем.

— Как выглядит агрогородок сегодня, что уже сделано?

— Для наглядности разграничим картинку на две части: строительную и полеводческую. К строительной отнесем все, что уже построено, а это инженерный городок с капитальными кондиционируемыми офисами, столовой, электрической подстанцией, стоянками для дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники и т. д. Построен и работает растворобетонный узел производительностью 25 кубических метров в час.

В стадии строительства поселок на 500 одноэтажных домов усадебного типа.

Продолжается прокладка дорог с твердым покрытием, сегодня их протяженность составляет более 15-ти километров.

Также сюда можно отнести машинный двор с ремонтными мастерскими, который находится в непосредственной близости от обрабатываемых полей. Я курирую полеводческую часть проекта, поэтому здесь смогу рассказать больше.

— Когда прошла первая историческая посевная и какие культуры сеяли?

— Белый маис сорта «турен-2000» начали сеять 11 мая прошлого года. За месяц до этого провели все подготовительные мероприятия. Боронование производилось в два следа, с внесением минеральных удобрений. Уборку завершили в октябре.

Маис — это, по сути, кукуруза, привычная для нас культура. В Венесуэле белый маис идет на производство продуктовой муки, которая по объемам продаж значительно опережает муку пшеничную.

Второй посевной культурой было сорго зерновое. В Беларуси его знают лишь домохозяйки, которые пользуются сорговыми вениками. В Венесуэле переработанное зерно сорго идет на корм скоту. Начало посевной пришлось на 8 августа 2012 года. Убирали — белорус удивится — в декабре и январе.

Материал для сева получали в «Агропатрии», венесуэльской организации типа нашей «Сельхозхимии». Убранное и обмолоченное зерно сдали на ближайшие КЗС.

— Какие площади выделялись под сев и какой урожай собрали?

— Под белый маис — 474 гектара, намолотили 811 тонн, получилось около 19 центнеров с гектара. Под сорго — 257 гектаров, урожайность составила 9 центнеров. Урожай сорго трудно назвать высоким, это был первый опыт работы с новой для нас культурой. Также неблагоприятно повлияли затяжные дожди — многие посевы подтопило. В перспективе — проведение мелиоративных работ, которые минимизируют зависимость урожая от подтоплений.

Кроме того, летом 2012 года не хватало белорусской техники, а местная оказалась проблемной. Сейчас мы располагаем бульшим количеством сельхозмашин белорусского производства, значит, и результаты повысим.

— Раз вы коснулись проблем, какую из них вы назовете главной?

— Однозначно закамененность почв. На многих участках она доходит до 50 процентов, при том, что у нас в Беларуси 5—10-процентная уже считается высокой.

Но и с этой проблемой мы успешно справляемся — спецтехника на базе тракторов «МТЗ» с прицепной камнеуборочной машиной Kivi-Pekka собирает камни и ссыпает их в специально отведенные места. Затем валуны идут на переработку — дробятся на щебень, который, в свою очередь, используется при подсыпке гравийных дорог. В нашем арсенале 6 финских и 4 испанские камнеуборочные машины.

— Сколько белорусов и сколько венесуэльцев участвует в проекте?

— В строительстве агрогородка с обеих сторон участвует несколько сотен человек: специалисты министерств, архитекторы, строители, энергетики, снабженцы, механики ремонтных работ, переводчики и т. д. В полевых же условиях на постоянной основе работают 2 белорусских агронома и 24 венесуэльца — механизаторы и их помощники.

Белорусская сторона представлена ЗАО «Белзарубежстрой», венесуэльская — национальным институтом развития INDER, а также социалистическими сельхозпредприятиями «Педро Камехо» и агрокоммуной им. Вильяна Лары.

— Какая белорусская техника работает на полях Ла Роаны, и как она себя зарекомендовала в условиях венесуэльских тропиков?

— Первая партия белорусской сельхозтехники пришла 5 июня 2012 года, поставки продолжаются до сих пор. Из того, чем мы располагаем сегодня, назову тракторы «МТЗ» разных модификаций, комбайны «Лида-1300» с жатками для обмолота кукурузы, самосвалы «МАЗ» и фронтальные погрузчики «Амкодор».

Спецтехника представлена опрыскивателями «МЕКОСАН-2500», дискатором «Рубин» и установкой для протравливания семян УПС-10. Для внесения минеральных удобрений используем РУ-1000 и РУ-7000.

В условиях тропиков белорусская сельхозтехника зарекомендовала себя положительно — резинотехнические изделия, кондиционеры и системы охлаждения исполнены в тропическом варианте. Недостающую технику восполняем из фондов социалистического предприятия «Педро Камехо», которое имеет филиалы практически во всех 23 штатах страны.

По производителям техники, работающей в Венесуэле, можно изучать географию Беларуси: Минск, Витебск, Лида, Иваново Брестской области и т. д.

— Традиционный вопрос: планы на 2013 год?

— Увеличение посевных площадей под белый маис в три раза — до 1300 гектаров. К маису и сорго добавим две новые культуры: сою и фасоль. В планах — строительство своего зерноочистительно-сушильного комплекса, склада минеральных удобрений и машинного двора, а также возведение молочно-товарной фермы замкнутого цикла на 1100 голов, включающей два коровника с доильно-молочным блоком.

Андрей СМИРНОВ —  специально для «БН»

Ла Роана—Каракас—Минск

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter