«Сэконд–хэнд» идей

Ворчание про фильм «Хранители», посетителей форумов и массовую культуру

Ворчание про фильм «Хранители», посетителей форумов и массовую культуру


Режиссеру Заку Снайдеру («300 спартанцев») удалось невозможное — экранизировать прославленный графический роман–деконструкцию Алана Мура, веселые поминки по супергероям (для жителей США они то же самое, что Геракл и аргонавты для древних греков). Чтиво, кстати, вполне себе интеллектуальное: по версии журнала Time, роман — одна из сотни главных англоязычных книг.


Однако об американской культуре у нас знают до неприличия мало. Одни контексты и намеки непонятны из–за нашей неосведомленности, проторить путь к другим мешают предрассудки. Мы воротили нос от комиксов, сериалов, блокбастеров и всего «звезднополосатого». А оказалось, что «Крестный отец» — лучший фильм в мире. Мы слишком долго корчились от смеха под улюлюканье тревожившего наше контуженое самолюбие Задорнова. «Они там все тупы–ы–ы–ы–е», — утешал хохмач. Вот теперь «умные» осели на форумах и в блогах и активно высказывают гражданскую позицию, рецензируя упоминавшихся «Хранителей» в таком ключе: «...некоторые сцены блещут явной ахинеей», «...слишком нудно и слишком много крови», «...я полтора часа пытался поймать ту нить, которая волнует автора. Так и не смог», «...говорю как есть, если идти на этот фильм с девушкой, то вас ждет разочарование». Наверное, бессмысленно требовать от нашего интернет–народца хотя бы периодически проявлять вменяемость. Смотрите веселое бескровное кино, ориентируйтесь на нити Ариадны, а девушек водите в ресторан — честное слово, не разочаруетесь. Только не пишите больше про «тупых америкосов».


Пока вы толчете словесную воду в сетевой ступе, за океаном продолжают снимать илиады про врачей, бандитов, жителей провинции, клерков, потерпевших крушение, офисных сотрудников, мелких лавочников, циркачей, одиноких женщин — одним словом, про все. Американский сериал сегодня меньше всего «мыльная опера»: это как раз то, что называлось в былые времена искусством. Пускай массовым, пускай его любят домохозяйки (умный человек всегда послушает домохозяйку), но в то же время его вполне оценит высоколобый профессор социологии или каких–нибудь cultural studies. Любая серия «Остаться в живых» (о «Докторе Хаусе» я просто молчу) интереснее и сложнее всего современного русскоязычного кинематографа. Фабрика грез давно превратилась в индустрию смыслов.


Если быть честными, то следует признать: мы не отстали, мы находимся катастрофически далеко, просто на расстоянии световых лет, от того уровня, на котором сейчас находится американская массовая культура. Наш основной потребитель масскульта об этом блаженно не думает (что вполне нормально), а те, кто должен производить все эти детективы, комиксы, сериалы и глянцевые журналы, брезгливо морщатся и с патологическим увлечением продолжают копаться в «сэконд– хэнде» идей, корча из себя европейского интеллектуала. Белорусскому фотографу, чтобы снять обнаженную модель, нужно как минимум обмазать ее тиной или распять на импровизированном кресте. Разумеется, все это в черно–белых оттенках. Не беда, что подобные экзерсисы вышли из моды лет 20 тому. Тутошние киноманы хлопают в ладоши каждой халтуре предприимчивого Кустурицы, а наиболее продвинутые впадают в религиозный транс, услышав фамилию Гринуэй. Местные галереи — либо бесконечные соломенные зубры, либо барахолки, отдающие нафталином и постыдными результатами потуг на актуальность.


Мы заранее поставили себе низкую планку. Для нас «мейнстрим = попса», поэтому и напрягаться особенно не стоит. У наших соседей, кстати, кое–что все–таки получилось: относительно сносная «Бригада», провокационная и забавная группа «Тату» и просто очень хороший писатель Борис Акунин (говорят, весьма популярный в Англии — там в литературе понимают)... У нас же полный ноль.


Массовая культура — это не зрелища для дегенератов. Она может быть сколь угодно многослойной, профессиональной, интересной. Это тот инструмент, который напрямую работает с массовым сознанием. Он куда благороднее и надежнее, чем пропагандистские мантры. Мы же сидим в виртуальных гетто блогов или таскаем по модным кафе затертую суму с надписью «национальная самоидентификация», громогласно жалуясь на скверный менталитет (абсолютно бессмысленное слово!) и что, дескать, неправильный у нас, недостойный народ. Не помогут ни фольклорные напевы — мы все–таки уже городские жители, ни Витовт — все–таки он давно умер. Надежнее ставить на комиксы о белорусском Джеймсе Бонде и поп–корн местного производства. Мне кажется...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter