Где сходятся интересы фермеров, ретейлеров и покупателей

Сад возможностей

Греция, Франция… А где Беларусь? Это вопрос не из школьного курса географии. Речь о сладком и любимом фрукте. Почему нашим производителям нельзя терять свой рынок?

Ставки на красное

Министерством антимонопольного регулирования и торговли яблоки внесены в перечень социально значимых товаров. Следовательно, должны быть едва ли не в каждом магазине и по доступной цене. Что же в реальности? Минск. Супермаркет на Толбухина не порадовал ассортиментом. Три польских сорта, один греческий. 2,63 рубля за килограмм — минимальная цена, далее «голден» за 3,27 рубля, «ред принц» за 2,76. Самые дорогие — греческие «ред чиф» — 5,70. Тут же уцененные по 1,39 и 1,64 рубля за килограмм.


Рядом еще один магазин. Здесь оте­чественные за 2,29 рубля. «Голден» — 3,99. И те и другие не сильно отличаются красотой.

Прошлась дальше по улице. Небольшой гастроном. Там вообще наших яблок нет.

На столичной Комаровке килограмм белорусской «Алеси» стоит 1,50 рубля, «антоновка» — 1,20. На сезонных ярмарках цены встречаются и ниже: от 50 копеек за килограмм. В среднем — около 2 руб­лей.

Чтобы выяснить, почему наших сочных деликатесов на прилавках немного, провела телефонный мониторинг.

— Есть период, когда летние сорта уже отошли, а поздние еще в дефиците. Это где-то до середины октября. И к тому же зарубежные поставщики предлагают свой товар в этот временной промежуток по более выгодным ценам, чем наши садоводы, — ответили в одном магазине.

В другом специалист пояснила следующее:

— Мы закупки ведем через тендер. У импортеров цены порой более выгодные. Я думаю, что большинство коллег так же работают. Хотя сама покупаю только отечественные яблоки. И беру на рынке, там дешевле.

Крупные торговые сети зачастую не сотрудничают напрямую с фермерами и физическими лицами, а работают через посреднические компании. Там вот что рассказали:

— Отталкиваемся от запросов покупателей. А они при выборе руководствуются простыми критериями: зеленое — красное, крупное — мелкое, белорусское — импортное, дорогое — дешевое. Да, в последнее время появляется интерес к нашим сортам «Алеся», «имант». И магазины просят поставлять их больше.

Объем и предоплата имеют значение

Не секрет, что нашим наливным плодам нелегко конкурировать с «восковыми» импортными гигантами, которые имеют свойство не портиться долгое время. В Институте плодоводства считают, что отсутствие своей продукции на полках магазинов — это проблема пресловутой торговой наценки и качества продукта. Так чем же отличаются наши от привозных?

— Почти ничем, кроме внешнего вида, —
говорит заместитель директора по научной работе Института плодоводства кандидат сельскохозяйственных наук Анатолий Криворот. — Зарубежному производителю (или его посредникам) невыгодно везти к нам некрасивый товар, цена за который будет низкой: это и потеря объемов загрузки, и лишние необоснованные расходы на транспорт и растаможку. Также некоторые наши поставщики лучшее везут за рубеж, а «некондицию» пытаются реализовать на месте. Отсюда и сравнение не в нашу пользу.

В Белорусском общественном объединении фермеров говорят, что условия розничных сетей не всегда устраивают наших производителей.

— Восемьдесят, а порой и девяносто процентов яблок у нас идет в Россию, — говорит фермер Вадим Януш. — Оттуда покупатель берет сразу 20 тонн, мы грузим ему фуру. Он делает предоплату. У нас же требования ретейлеров: мы должны сами поставить им товар и потом еще забрать тот, который испортился. В наши сети сложно продать 2 тонны. Но это слезы.

К тому же, говорит собеседник, немало вопросов по оплате за товар:

— Нужно на законодательном уровне ввести предоплату за продукцию. Потому что когда не платят месяцами, которые перерастают в года, — это убивает всякое желание работать на внутренний рынок. Был у меня случай: в феврале отпустил райпо полтонны яблок. И они не могли рассчитаться до августа.

География поставок у фермера солидная — Мурманск, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, две фуры недавно ушли в Улан-Удэ:

— Развивается наше садоводство благодаря иностранным рынкам. Если бы наши сети захотели, то покупали бы товар по 1,2—1,30 рубля за килограмм. А продавали бы за 2 рубля. И конкурировали бы мы с польскими, голландскими, греческими и другими. Возможность заполнять полки розничных сетей у нас есть.

Калибр не тот?

Согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли, в торговой сети должно быть от одного до трех наименований белорусских яблок в зависимости от формата объекта. При этом с учетом климатических сроков созревания установлена сезонность продажи этого сочного товара — с августа по май включительно. Если на полке он отсутствует, магазин несет административную ответственность.

— Проблемные вопросы, возникающие у сельхозпроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств с реализацией выращенного урожая, на протяжении ряда последних лет неоднократно рассматривались на разных площадках: МАРТ, Гомельского облисполкома, Столинского и Лунинецкого райисполкомов, Белкоопсоюза, Федерации профсоюзов Беларуси, 
— говорит Михаил Жигало, начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ.

Однако закон не заставит ретейлеров покупать наш товар.

— Ко мне ни разу никто из торговых сетей не приехал посмотреть на мой сад. Они только претензии выставляют: то мы не умеем калибровать и упаковывать, то у нас хранилищ нет. Однако наша «Алеся» спокойно лежит до марта, затем продается за рубеж, — говорит Вадим Януш.

В МАРТ поясняют, что гипермаркеты готовы к более активному сотрудничеству с белорусскими фермерами. Однако сдерживающим фактором является отсутствие инициативы со стороны производителей в части проработки вопросов доставки продукции субъектам торговли. Нет документов, удостоверяющих ее качество и безопасность. Плюс неконкурентоспособность отдельных видов отечественной продукции по цене и потребительским свойствам с иностранными аналогами.

В Институте плодоводства предложили некоторые меры, которые было бы целесообразно воплотить в жизнь. Конечно, самое простое — закрыть импорт. Но эта мера слишком категоричная. Ее нужно вводить, когда в стране будет перепроизводство яблок с круглогодичными поставками в торговлю. Как правило, в пик уборки у нас — яблочное изобилие, а к Новому году оно заканчивается.

— Необходимо реально поддержать нашего производителя. В России, например, как и в других странах, для садоводов ежегодно выделяются субсидии в достаточно больших объемах, что в скором времени не позволит нашим яблокам конкурировать на их рынке, — полагает Анатолий Криворот.

По мнению эксперта, нужно увеличить объемы собственного производства яблок с длительными сроками хранения для реализации в течение круглого года. Также необходимо максимально задействовать фруктохранилища и активнее использовать инновационные разработки, которые увеличивают сроки реализации продукции с сохранением презентабельного вида и полезных свойств продукта. К тому же надо создавать больше стабилизационных фондов белорусских яблок во всех регионах страны, а не только в Минске и областных центрах.

— Мелкие продавцы не поедут в Минск из Браслава за 10 килограммами, которые они смогут продать за неделю, а с запасом брать не смогут по причине отсутствия условий для хранения.

Поэтому сегодня возникает острая необходимость в новой программе развития интенсивного плодоводства в стране. Сюда входит и развитие новых сортов, и уборка, и хранение, и реализация.

В ТЕМУ

По данным Белстата, за январь — июль 2019 года в нашу страну импортировано 189,6 тысячи тонн яблок из более чем 18 стран. Сюда входят не только привычные нам Польша, Украина, Греция, названия которых мы чаще всего видим на ценнике в графе «страна-производитель», но и Чили, Нидерланды, Турция, даже Новая Зеландия. За аналогичный период 2020-го импорт сократился почти в два раза — до 99,4 тысячи тонн. К слову, белорусский экспорт свежих яблок весьма скромен и по количеству, и по географии. За январь — июль 2019 года вывезли 32 237 тонн, в нынешнем — 9659 тонн. В основном покупают только страны СНГ.

МНЕНИЕ

Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимателей:

— Чтобы на полках было больше отечественного товара, кто-то должен эффективно координировать эту работу. Понятно, что есть фермеры, которые хотят продать дорого. 3 рубля за килограмм — это высокая стоимость. Но есть и те, кто отдает свою продукцию по адекватной цене. Вот им и надо помочь попасть на прилавок. И еще: этот сочный и полезный товар не должен лежать до следующего урожая. Поэтому привозные яблоки мертвые. А наши натуральные. И из этого нужно исходить торговле. Да, кто-то хочет брать импортные и красивые. Это оправданно, когда идешь в гости или навещаешь кого-то в больнице. Но большинство людей понимают, что дешевле и полезнее купить свое.

yankovich@sb.by

Фото Александра КУЛЕВСКОГО и Натальи ДМИТРИЕВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter