Чем больше воспитанников, тем больше денег: 392 детсада в стране опробуют нормативное финансирование

Сад в новой редакции

Деньги вслед за учеником — такой подход взят на вооружение в учреждениях общего среднего образования, где финансирование зависит от количества учеников. В этом году по такому же принципу начнут работать более 390 детских садов. Все они поучаствуют в эксперименте по нормативному финансированию. Какие плюсы у такой системы, как она влияет на зарплату сотрудников и на штатное рас-писание? Изучаем вопрос. 

В Могилеве детские сады уже год работают по другим правилам. В этом году к эксперименту подключатся другие дошкольные учреждения страны.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Штатный режим

Когда несколько лет назад в школах и гимназиях стартовал пилотный проект по апробации нормативного финансирования, было немало споров. Подход новый, непонятный. Но больше всего людей волновали два вопроса: не повлияет ли новая система на сокращение учительского штата и смогут ли удержаться на плаву малокомплектные школы?

В минской гимназии № 2 от новшества видят пока только плюсы. Это учреждение стало одним из первых в Минске, где внедрили новую финансовую философию. Кратко суть: бюджетные деньги выделяются исходя из количества обучающихся в ней детей. Говоря проще, деньги идут вслед за учеником. Базовый норматив таков: в городской местности — 1401,2 рубля в год на человека; в сельской — 3116,51 рубля в год.

фото виталия пивоварчика

Поле, куда можно направить бюджетные деньги, немалое — на зарплату, мягкий инвентарь, обучение, транспортные услуги… В норматив не входят текущий и капитальный ремонт, коммунальные платежи. При этом у руководителя учреждения есть право перераспределять финансовые потоки между нормативными и ненормативными статьями расходов.

Но в чем главный смысл? Если подойти к любому педагогу гимназии и спросить о самых важных преимуществах этой финансовой системы, он с ходу скажет: «Цифры в расчетном листке». Действительно, главный плюс новшества — учитель стал зарабатывать больше. Средняя зарплата педагогов, которым устанавливались отраслевые повышения тарифных ставок (окладов) в рамках нормативного финансирования, смотрится выигрышнее на фоне заработной платы других коллег. Лилия Минько, директор гимназии № 2, отмечает приятную тенденцию:

— Среди учителей появилась здоровая конкуренция. Раньше педагоги с трудом соглашались на классное руководство, а сегодня готовы сами предлагать свои кандидатуры.

Резервы ставки

Новое финансирование на деле позволило устанавливать отраслевые повышения тарифных ставок (окладов). У учителя в резерве до восьми оснований для того, чтобы получать зарплату больше. Готовишь ученика к олимпиаде — получай прибавку, несешь бремя классного — еще одну, занимаешься внешкольной работой — пожалуйста, зарабатывай сверх нормы дальше. Все заслуги фиксируются и отражаются в расчетном листке. У учителя появился стимул делать больше, чем просто вести уроки. В зависимости от приложенных усилий можно получить от 20 до 150 рублей сверху. Согласитесь, неплохая прибавка.

Причем система выстроена грамотно. Нельзя «поднажать» в одной четверти, а потом снимать сливки в течение всего учебного года. Каждую четверть заслуги каждого педагога анализируются, в зависимости от результатов подводится итог. Все честно.

Особенно это оценили молодые специалисты. Отраслевые выплаты не зависят от педагогической нагрузки, поэтому прибавку может получить как опытный учитель, так и недавний выпускник.

А что думают учителя и готовы ли они обсуждать денежную тему? Учитель математики Ирина Уманская не скрывает, что стимулов для работы появилось больше. Руководитель ресурсного центра, классная в 9-м «В», она успевает вместе с детьми вне уроков делать аксессуары из вторсырья и готовить учеников на международные состязания. Ее инициативность не остается незамеченной. Педагог говорит, что стала зарабатывать больше. Лилия Минько рисует простую схему:

— Посмотрите, 83,9 процента получают надбавки — это 68 педагогов из 82. Средняя заработная плата у нас в гимназии выросла с 700 рублей до 900.

Новой системой довольна и начальник управления образования администрации Первомайского района Минска Людмила Борисенко:

— После того как все гимназии и школы района перешли на нормативное финансирование, в первую очередь я вижу, как возрос уровень качества образования. Естественно, это не может не радовать. Учебные заведения заинтересованы, чтобы получить больше денежных средств. Идет конкурентная борьба за ученика. Директор школы становится не просто руководителем, а грамотным менеджером.

Современные технологии и подходы в организации образовательного процесса — все направлено на то, чтобы предоставить высокое качество образования, а соответственно, привлечь новых учеников. Эффект есть. Все школы выросли по наполняемости. До начала проекта численность по всем учреждениям была чуть больше 18 тысяч, а сегодня уже 20 тысяч. Даже в тех школах, где обучалось 400 человек, сегодня — 600.

До этого осуществлялось финансирование по смете расходов. Если сравнить этот подход с нынешним, то смета расходов при нормативном финансировании увеличивается примерно на 9—10%, в зависимости от наполняемости учреждений образования.

В гимназии важны не только инициативные ученики, но и педагоги. Наверное, поэтому уроки Ирины УМАНСКОЙ проходят на одном дыхании для всех.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Еще на один существенный плюс в системе нормативного финансирования указывает заместитель начальника управления образования администрации Первомайского района Геннадий Меркуль. Новшество позволило рассматривать штатное расписание как носящее рекомендательный характер. За официальной формулировкой прячется неплохая перспектива. Современной школе не надо слепо следовать штатному расписанию, страдая без нужного специалиста. Направленные бюджетные средства можно аккумулировать на то, чтобы ввести новую должность.

Руководитель самостоятельно анализирует, в каких кадрах испытывает дефицит, и может вносить коррективы. Например, по штатному расписанию предполагается два психолога. Но можно взять третьего, если он необходим. К слову, в гимназии № 2 эту возможность не упустили. У них появился инженер-электроник.

Нормативное финансирование также позволяет существенно укрепить материальную базу. Приобретаются торгово-технологичекое оборудование, оргтехника, учебное оборудование и литература.

Финансовый расклад

Многие школы уже разобрались с «подушевым» финансированием, а что с детскими садами? Ведь все вышеперечисленные бонусы нормативного финансирования легко воспроизводимы в детских дошкольных учреждениях. Планируется, что в этом году 392 детсада начнут осваивать новый подход. Кстати, Могилев уже может похвастаться уникальным опытом. Здесь не только все школы, но и детские сады перешли на такое финансирование.

Базовый норматив для городских детских садиков равен 1547,17 рубля, на селе — 1929 рублей в год на одного воспитанника. Заместитель начальника отдела кадровой работы, социально-экономического развития управления образования Могилевского облисполкома Светлана Харченко перечисляет, на ее взгляд, главные плюсы системы:

— Справедливое, прозрачное распределение бюджетных средств, выделяемых на финансирование детских дошкольных учреждений. Если раньше сокращение ставок автоматически грозило сокращением объема финансирования, то сейчас выделенные средства никто не заберет. И их можно использовать на покупку мебели, игрового и учебного оборудова-ния, хозяйственные нужды учреждения. Неплохо, согласны? Правда, пока мы не пришли к финансированию по нормативу каждого детского сада в отдельности, средства выделяются в целом на административную единицу и распределяются между садами в зависимости от особенностей их функционирования.

Для детских садов это опыт новый. Но, хочется надеяться, положительный. У руководителей появится больше свободы в финансовых вопросах: например, самостоятельно формировать штатное расписание, устанавливать отраслевые повышения тарифных ставок. А это значит, что у воспитателей будут дополнительные стимулы для новых дел.

Прямая речь

Ирина Бебех, начальник управления социально-экономического развития Минобразования:


— На уровне дошкольного образования пилотный проект по апробации нормативного финансирования стартовал с прошлого года. Участие в нем принимают все 94 учреждения дошкольного образования Могилева. В прошлом году объем финансовых средств, выделенных учреждениям, рассчитывался исходя из количества воспитанников и размера базового норматива на одного воспитанника. При этом разработанная формула финансирования предусматривает также учет особенностей функционирования конкретного учреждения дошкольного образования за счет системы корректирующих коэффициентов к нормативу.

Уточню, о чем речь. Среди таких особенностей — время пребывания воспитанников (от кратковременного до круглосуточного), наличие воспитанников с особенностями психофизического развития, наличие санаторных групп, бассейна и другие. Дополнительные полномочия, которые получают заведующие детскими садами в пилотном проекте, аналогичны тем, что получают директора школ.

Например, рекомендательный характер типовых штатов, то есть возможность введения-выведения штатных единиц в рамках выделенных средств по нормативу, перераспределение средств по статьям их расходования. Переход учреждений дошкольного образования Могилева на нормативное финансирование позволил увеличить расходы на развитие предметно-пространственной среды, приобретение необходимых развивающих игр, игрушек, пособий.

В этом году пилотным проектом, наряду с Могилевом, дополнительно охвачены все учреждения дошкольного образования Витебска, Гомеля, Солигорска, Лидского района. Новшеством этого года стало участие в пилотном проекте целиком одного из районов — Лидского, включая учреждения как в городской, так и в сельской местности. Также дополнительно разработана и предложена система отраслевых повышений к окладам работникам учреждений дошкольного образования. На эти цели, как и на уровне общего среднего образования, может быть выделено до 10 процентов фонда оплаты труда в рамках средств, выделяемых по нормативу.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter