С небольшого городка…

Как большие реки начинаются с небольших родников, так и Беларусь берет свой исток и свою мощь в малых поселенияхПринято считать, что чем больше город, тем больше его влияние на жизнь страны. В случае с Беларусью это не совсем так, поскольку она во многом государство небольших городов. Именно они являются исторической основой белорусской государственности, национальной культуры и народных традиций.

Большие проблемы малых столиц
А еще малые города, к которым относятся поселения с числом жителей до 50 тысяч человек, – это «опорные точки» своих территорий. Равномерно расположенные на карте республики, они являются связующим звеном между сельскими поселениями и большими крупными городами, исполняя также ответственную роль столиц сельских регионов. Из 118 административных районов Беларуси 80 возглавляются именно малыми городами, с которыми  непосредственно связана судьба почти 3 миллионов жителей. А это почти треть всего населения страны. И наконец, малые города являются хранителями истории, самобытности белорусского народа, его традиций и менталитета, что по большому счету уже утрачено в современных крупных городах.
Все эти поселения, нашедшие свое место в белорусской истории, очень болезненно переживали современные сложности, связанные с развалом некогда единой великой страны.  Экономический  кризис 90-х годов прошлого столетия, крушение налаженных экономических связей, отлаженных рынков сбыта продукции ударили особенно больно по их населению. Главной проблемой малых поселений, имеющих чаще всего лишь одно-единственное градообразующее предприятие, стала безработица и, как следствие, отсутствие достойной заработной платы, низкая социальная защищенность людей. Не меньшие сложности переживали и местные органы власти, потому что, не имея достаточных поступлений в бюджет, они не могли поддерживать на должном уровне городское хозяйство, ремонтировать и строить жилье, социальные объекты, дороги и тому подобное. Возможности республиканского бюджета тоже были ограничены, чтобы можно было заметно помочь всем малым городам и поселкам сразу. Выделяемых средств хватало лишь на латание «дыр», но отнюдь не на коренные преобразования в глубинке.
В таких условиях, чтобы не распылять средства без особой пользы, власти республики избрали другой путь. Было решено, аккумулировав средства республиканского и областных бюджетов, вкладывать их в возрождение одного-двух малых городов. Но это уже было не косметическое латание дыр, а коренное, но при этом и срочное, а не затянутое на многие годы обновление всего городского хозяйства и инфраструктуры таких городов. Как правило, выбирались городки, особо значимые для истории страны. Они объявлялись «столицами» важнейших ежегодных республиканских праздников, а потому весь намеченный объем работ предстояло выполнить в течение одного календарного года. Десятилетний опыт проведения «Дажынак» (праздник сельских тружеников) и Дней белорусской письменности убедил, что города – устроители праздников преобразились разительно, став действительно современными европейскими городами. Праздники приходили и уходили, а обновленные города оставались радовать своих жителей и гостей на все дальнейшие годы. И этот факт заставил замолчать даже скептиков, которые вначале критиковали эту идею.
Но сегодня экономическая ситуация в стране изменилась. Именно экономический рост позволил перейти от точечного приложения сил в деле помощи белорусской глубинке к ее масштабному обновлению. Год назад была принята государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы. Программа, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь № 265 7 июня 2007 года, дает уникальный шанс для интенсивного развития белорусских малых городов в начале ХХI столетия.

Современно не значит безлико
Что касается внешнего облика малых городских поселений в Беларуси, то, по словам главного специалиста отдела планировки и застройки населенной местности и территорий УП «БелНИИПградостроительства» Министерства архитектуры и строительства Элеоноры Клевко, проектировщики уходят в малых городах от использования так называемой индустриальной модели развития. Эта модель, модная в 60–70-х годах прошлого века, привела к созданию несоразмерных малым городам пятиэтажных жилых домов и большим открытым пространствам административных площадей. Нынешний подход основан на максимальном сохранении своеобразия сложившейся городской среды, уникального исторического наследия и природного ландшафта малого города.
Приоритетными направлениями для организаций Минстройархитектуры в малых и средних городах являются: увеличение мощностей строительной базы, наращивание жилищного строительства, развитие городской инфраструктуры, в том числе связанной с туристическими объектами. В 2007 году в малых и средних городских поселениях республики введено в эксплуатацию более 6257 квартир общей площадью около 613 тыс. кв. м, что составляет 13% (по площади) от республиканского объема. Специалисты считают эту цифру уже неплохой, учитывая, что в крупных городах всегда строили больше. К тому же в малых населенных пунктах люди предпочитают иметь собственный дом, возведенный своими руками.
Тем не менее эта проблема, хотя и не такая острая, как проблемы занятости и зарплаты, существует. Поэтому для ускорения темпов строительства жилья в регионах министерством утверждены в качестве типовых 67 проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурно-планировочными решениями и потребительскими качествами. А с целью удешевления строительства объектов производственного и социально-культурного назначения будут также использованы и типовые проекты, разработанные в России.
Для качественной застройки малых и средних городских поселений, как и в целом городов республики, намечен ряд мер по развитию предприятий, производящих строительные материалы. Большинство из них опять же располагаются в малых городах, что позволит увеличить занятость и доходы населения. Так, специальной программой развития цементной отрасли предусмотрено  наращивание  объемов продукции  на  цементных  заводах. В конце прошлого года введены в эксплуатацию дополнительные мощности в городах Костюковичи и Кричев на 500 тысяч и 200 тысяч тонн цемента в год, а планируемое на этих предприятиях строительство в 2008–2010 годах трех технологических линий мощностью 1,8 миллиона тонн цемента в год каждая позволит к 2011 году увеличить объем производства этого строительного материала в республике в 2,5 раза.
Всего Министерством архитектуры и строительства в малых городах в настоящее время реализуется 17 инвестиционных проектов, на выполнение которых из всех источников финансирования будет направлено свыше 1,1 триллиона рублей (здесь и далее речь идет о белорусских рублях, соотношение которых с российскими рублями сегодня в среднем 90:1).

Бизнес приглашают в глубинку
Как не раз подчеркивал президент Беларуси, возрождение малых городов – это очень большая политика. Человеку должно быть одинаково комфортно жить и в столице, и в райцентре, и в совсем маленьком поселке. Поэтому необходимо не только воссоздать особую архитектуру малых городов, но и обеспечить жителей жильем, работой, создать всю необходимую социальную инфраструктуру.
Например, в Брестской области при среднем уровне безработицы на 1 апреля 1,4% по малым городам он составляет 2%. А в таких населенных пунктах, как Косово, Иваново, Дрогичин, – от 3 до 3,3%. На Витебщине в целом этот показатель – 1,4%, по малым городам – 1,6%.
А, скажем, в Лепеле безработица находится на уровне 2,4%, Поставах – 3,1%. Многие населенные пункты, такие как Микашевичи, Ружаны в Брестской области, Барань, Бегомль, Оболь в Витебской, Туров, Петриков, Копаткевичи в Гомельской областях, имеют всего одну градообразующую организацию, а потому, по сути, полностью от нее зависят.
В малых и средних городах, в первую очередь с высоким уровнем безработицы, планируется создать более 100 тысяч новых рабочих мест, что позволит снизить безработицу на треть, до уровня 1%. Для сравнения: на 1 апреля уровень безработицы в среднем по Беларуси составлял 1,1%. Численность занятых в экономике достигнет 860,8 тысячи человек, номинальная зарплата увеличится почти в два раза. Также предусматривается ускоренное строительство жилья, объектов физической культуры и спорта, развитие сферы услуг, в том числе бытовых и коммуникационных. Поэтому всячески поощряется размещение в регионах новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств всех форм собственности.
Новое качество приобретает экономика малых городов, в большинстве которых активно модернизируются действующие производства, внедряются высокоэффективные и ресурсосберегающие технологии, расширяется ассортимент производимых товаров, проводится взвешенная инвестиционная политика. Одним из успешных примеров может служить городской поселок Елизово. Благодаря инвестиционным средствам австрийской фирмы, вложенным в модернизацию стеклозавода «Елизово», предприятие заработало в полную мощь, стало больше перечислять средств в виде налогов, а поселок, в свою очередь, – больше расходовать денег на развитие инфраструктуры. 
Государство объявило значительные льготы малому бизнесу в глубинке. Частные предприниматели в первом квартале нынешнего года получили из средств областных бюджетов финансовую помощь на общую сумму свыше 660 миллионов рублей. Эти деньги выделялись в рамках программы господдержки малого предпринимательства на 2008 год. Как считают специалисты, государственная помощь бизнесу в Беларуси осуществляется в формате, схожем с другими европейскими странами: предоставляются льготные кредиты бизнесу, погашается часть процентов за счет бюджета, выделяются прямые дотации на создание рабочих мест.
Ставка налога с предприятий в малых и средних городах Беларуси снизится в два раза. Уже подготовлен соответствующий проект указа, согласно которому уменьшится налоговая нагрузка во всех 187 малых и средних городских поселениях республики. Как поясняет начальник управления регионального развития окружающей среды Министерства экономики Беларуси Станислав Матук, новый документ будет принят в развитие Указа № 119 от 9 марта 2007 года «Об упрощенной системе налогообложения». Согласно данному указу, в малых и средних городах для организаций с численностью рабочих до 100 человек, кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность, предусматривается применение пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения (5% – для не уплачивающих НДС и 3% – для уплачивающих НДС).
Беспрецедентные преференции предоставляются для вновь создаваемых предприятий в малых и средних городах. Напомню, что президентским Декретом № 1 новые производства в регионах освобождаются от налогов на прибыль, НДС, таможенных пошлин и сборов за ввозимое технологическое оборудование, предназначенное для взноса в уставные фонды организаций с иностранными инвестициями. При этом в случае изменения законодательства, в том числе налогового, для данных организаций в течение 5 лет со дня их учреждения сохраняется право применять законодательство, действовавшее на момент их создания. 
Организациям-инвесторам, в том числе с иностранными инвестициями, разрешено приобретать сырье и комплектующие для собственного производства по своему выбору от любых поставщиков и по любым ценам, продавать продукцию собственного производства на внешних рынках по своим ценам и по своему выбору, минуя обязательные биржевые торги и процедуры государственных закупок и поставок. Организации также могут устанавливать по своему усмотрению заработную плату работников, нанимаемых для производства товаров на внутренний рынок республики, но не ниже ее минимального размера, определенного правительством, страховать свое имущество и риски не только у белорусских, но и у иностранных страховщиков.
По сути, президентским Декретом № 1 едва ли не вся страна объявляется свободной экономической зоной. Ведь нормы данного документа не касаются всего лишь 22 городов с численностью свыше 50 тысяч человек. Правда, что абсолютно естественно, декрет не распространяется на игорный и лотерейный бизнес, банковскую и биржевую деятельность, производство и реализацию алкогольных напитков, табака, оружия и боеприпасов.
В сфере частного предпринимательства в первую очередь стимулируются предприятия, связанные с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, реализацией услуг для населения. Предприимчивые сельчане стали активно заниматься ремесленничеством, поскольку соответствующим указом главы государства были расширены виды этой деятельности, у других появился интерес к развитию агротуризма, благодаря возможности получения льготных кредитов на восстановление недвижимости.

Выгодно предприятию – выгодно городу
Продукция ОАО «Слонимские молочные продукты» хорошо известна и за пределами Беларуси, поскольку изготовлена только из натурального экологически чистого сырья, без консервантов, красителей и прочих компонентов немолочного происхождения. Результаты аттестации Россельхознадзором в минувшем году подтвердили возможность экспортировать продукцию в Российскую Федерацию. Именно увеличение экспорта и благоприятная ценовая конъюнктура позволили предприятию значительную часть прибыли пустить на развитие производства. Инвестиции в размере более 2,5 миллиарда рублей, из которых заемных средств – лишь четвертая часть, были направлены на реконструкцию, обновление и замену технологического оборудования. Они позволили не только увеличить объемы выпускаемой продукции, но и расширить ее ассортимент. Сегодня здесь планируют отработать технологию производства так называемых болгарских и итальянских сыров с быстрыми сроками созревания, которые сегодня особо востребованы на внутреннем и внешнем рынках. Но поскольку самой эффективной переработкой сырья считается производство сыра твердого сычужного, то на предприятии будет строиться новый цех по выпуску твердых сыров типа «Российского» и «Голландского», производительностью 10 тонн в сутки. Этот инвестиционный проект запланирован в рамках программы развития малых городов и оценивается в 28 миллиардов рублей. Выгодно предприятию – хорошо и городу, который получает больше средств в виде налогов, новые рабочие места.
Это лишь один пример из десятков инвестиционных проектов, которые уже реализованы или будут воплощены в жизнь, причем даже в очень маленьких населенных пунктах. Из 195 важнейших инвестиционных проектов программы, рассчитанной на 4 года, в 2007 году завершено 33. Из них 7 – с опережением сроков реализации. По завершенным проектам освоено 157,4 миллиарда инвестиций в основной капитал и создано 279 новых рабочих мест. В числе завершенных инвестпроектов – техническое перевооружение цеха сухого обезжиренного молока в ОАО «Лунинецкий молочный завод», организация стеклотарного производства с выпуском стеклобанки мелкого ассортимента на СЗАО «Гомельский стеклотарный завод». На КПУП «Обольский керамический завод» реконструирована печь под производство клинкерного кирпича. Реконструировано и модернизировано производство в ОАО «Стеклозавод «Неман» (г. Березовка). В то же время 22 важнейших объекта программы введены в строй не были.

Проектов громадье
Только в 2008 году на развитие малых и средних городов в Беларуси будет направлено более 2,2 триллиона рублей, что даже больше ранее предусмотренного объема финансирования. По информации из Министерства экономики, в нынешнем году в этих городских поселениях предполагается завершить порядка 80 важнейших инвестиционных проектов. Будет создано около 25–30 тысяч новых рабочих мест. В частности, в городе Высокое, где населения всего 4,5 тысячи человек, иностранным предприятием с немецким капиталом запланирован ввод завода по производству фруктовых напитков, в Ивацевичах создается новый цех по производству древесно-стружечных и ламинированных плит мощностью 250 тыс. куб. м в год. Оршанский комбинат строительных материалов организует деревообрабатывающее производство в Копыси. В последнем, к слову, населения всего полторы тысячи, а проект оценивается в 11 миллиардов рублей. Крупный проект (174 млрд руб.) будет реализован в Мостах, где построят мини-ТЭЦ, а в поселке Костюковка наладят производство (оцениваемое в 140 млрд руб.) листового стекла мощностью 450 тонн в сутки. Подобные проекты предусмотрены практически в каждом малом городе.
Например, что касается крупнейшей области республики, то только в нынешнем году в малых городах Минщины планируется создать 16 новых предприятий. Так, в Вилейке будет организовано четыре предприятия в сфере деревообработки, производства стеклопакетов и строительных материалов. В Копыле начнет функционировать ООО «Бетиз» по выпуску силикатных блоков. В Крупках намечено построить завод по производству стройматериалов, а в городском поселке Радошковичи Молодечненского района – по выпуску пенобетонных изделий. В поселке Правдинский ООО «Тиаспецтрейд» будет производить торговое оборудование, а в городском поселке Красная Слобода будет введен в эксплуатацию цех по переработке рыбы. Продолжит работу по расширению кооперационных связей РПУП «Клецкий мехзавод» – предприятие планирует освоить производство жгутов и деталей из пластмассы для оснащения ими автомобилей ПО «БелавтоМАЗ», а РУП «Стародорожский механический завод» за счет передачи и дозагрузки оборудования расширит номенклатуру производимых узлов и деталей.
Значительные объемы финансирования направляются на социальные и культурные сферы в малых и средних городах. Это и занятость, и сохранение уникального облика поселений, и развитие туризма, приносящего в бюджеты городов финансовые средства. Так, на реконструкцию памятников архитектуры в городе Мир за 2007–2010 годы будет направлено как минимум 145 миллиардов, на создание исторического культурно-музейного заповедника в Несвиже запланировано израсходовать 100 миллиардов рублей. Напомню, оба эти объекта включены во Всемирный список культурного наследия, и уже сегодня их посещают тысячи туристов, в том числе из-за рубежа.
По расчетам начальника главного управления бюджетной политики Министерства финансов Беларуси Максима Ермоловича, поступления от деятельности новых предприятий в 2008 году составят до 2% доходов бюджетов малых и средних городов. При этом определено, что все платежи (за исключением НДС) вновь созданных организаций в малых и средних городах поступают в бюджет района, на территории которого они созданы. В текущем году объем поступлений от таких организаций может составить около 100 миллиардов рублей, что в 50 раз больше, чем в 2007 году. Для местных бюджетов это весьма значительная сумма.
Вклад республики в реализацию Программы преобразования малых городов уже достаточно весом. Тем не менее еще предстоит немалая системная работа, чтобы Беларусь по праву можно было назвать страной процветающих городов вне зависимости от их размеров и удаленности от столицы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter