Новые нападки на лесное хозяйство оказались грубо слепленным фейком

Рубили хайп на вранье

Новые нападки в интернете на лесное хозяйство оказались грубо слепленным фейком, выяснили корреспонденты «СГ» в Полоцком районе

Не так давно в сети появился ролик с нападками на Полоцкий лесхоз Витебского ГПЛХО. Его авторы — местные блогеры, которые, похоже, решили срубить хайп — отработать деньги на теме вырубок. Полоцкий лесхоз упрекают в том, что именно он якобы лидирует по объемам вырубаемых деревьев в республике и его территории грозит едва ли не полное обезлесение. Не обошли авторы «сенсации» и в целом Витебскую область. В конце пафосно призвали зрителей подписать петицию, чтобы в лесхозе рассказали правду. Представители ведомства отреагировали оперативно: организовали пресс-тур на предприятие для журналистов, представителей местных сайтов, пригласили и тех самых блогеров. Что из этого вышло — в нашем репортаже-расследовании.

Директор полоцкого лесхоза Константин БАРАТЫНСКИЙ.

Итак, что же утверждают доморощенные экологи? Несколько цитат из их опуса. «В 2015 году был принят новый Лесной кодекс. Если суперкоротко, станет вырубаться больше деревьев», — утверждают они. Дальше — больше: «Теперь любое юридическое лицо, которому дозволено в определенном лесном массиве вырубать лес, может без необходимых документов и отчетов уничтожать любые деревца, которые посчитает нужным… Также был исключен список проверяющих организаций, и сейчас там стоит лишь общая фраза». У любого, кто хоть немного знаком с лесным делом, подобные трактовки вызовут лишь улыбку: авторы демонстрируют полную некомпетентность. А дальше они пытаются оперировать цифрами. 

Сразу отбросив информацию, размещенную на сайте Полоцкого лесхоза, ссылаются на Global Forest Watch. Всемирный лесной дозор — это веб-приложение для мониторинга лесного покрова планеты в реальном масштабе времени. «Так сколько же деревьев рубят в Полоцком лесхозе?» — вопрошают «экологи». На экране в это время мелькают какие-то фразы на английском, а закадровый голос переводит их так: «С 2001 по 2020 год из всех областей Витебская область получает бронзу по потере леса. Если считать период с 2010 года по настоящее время, то Витебская область получает золото». Я не поленилась сделать стоп-кадр и прочитать фразу в оригинале. Дословно там написано противоположное по смыслу! «В Беларуси по состоянию на 2010 год на 3 наиболее крупные области приходилось 62 % всего лесного покрова. В Витебской — больше всего лесов, на уровне 2,07 Мга в сравнении со средним 1,58 Мга». Вот так, всего лишь проверив перевод, первую ложь разоблачаем сразу. Кстати, наша страна входит в десятку самых лесистых в Европе.


Дальше идут фразы: «Полоцкий район потерял 15,8 тысячи гектаров. За 2020 год — 1,08 килогектара, то есть 1080 гектаров». Чтобы продемонстрировать, сколько это, авторы царапают что-то на гугл-карте, сравнивая с площадью Свободы в Полоцке и почему-то Домом торговли. Можно ли себе представить, что в лесном хозяйстве вырубленные деревья посчитают в «торговых центрах»? А почему не в попугаях и мартышках?

Горе-экологи, очевидно, и понятия не имеют, кто вообще в районе занимается заготовкой леса. А здесь есть еще как минимум два лесхоза — учебно-опытный Полоцкого государственного лесного колледжа и Дретунский. Их рубки не учитывались? Или просто эксперты понятия не имели, кто вообще занимается заготовкой не то что в области — в их районе? 


Приехали ли они в лесхоз проверить информацию? Ожидаемо — нет. Любителям хайпа хватило наглости сообщить, что ответ им «можно также изготовить в видеоформате и выложить на сайт». Неохота отрываться от ноутбука и ходить лесными дорогами. Так к чему был весь этот сыр-бор с петицией? 

Они в своем видео раскручивали одну сторону медали — вырубки. А ведь каждая лесосека у нас в стране уже через год-два заполняется новыми сеянцами. Из космоса маленькие деревца не разглядишь, но по факту — растут. Кстати, именно в Полоцком лесхозе находится один из трех питомников, снабжающих первоклассным семенным материалом всю область. А сами леса сертифицированы по европейским стандартам, что делает их очень невыгодными конкурентами для западных заказчиков подобных фейк-ньюс.


В Полоцком лесхозе так сложилось, что за вырубку и посадку деревьев отвечает одна семья. Главный инженер Евгений Белковский курирует заготовку древесины, его жена Екатерина, инженер по лесовосстановлению и мелиорации, занимается воссозданием зеленого богатства. Вместе мы попробовали подсчитать, сколько на самом деле вырезают и одновременно высаживают в последнее время на территории предприятия. 

Правда ли, что рубить лес можно бесконтрольно? Конечно, нет, объясняет Евгений. Лесоустроительный проект составляют раз в десять лет, он проходит экоэкспертизу, корректируется раз в пять лет. 

Екатерина и Евгений БЕЛКОВСКИЕ.

Объем, который должен по этому плану вырубить Полоцкий лесхоз, к примеру, в 2020 году — 220 тысяч кубометров. А по факту заготовили 200 тысяч. На 1 гектаре спелого леса примерно 300 кубометров древесины. Нехитрый расчет: получаем примерно 660 гектаров вырубок за год. Напомню: обвиняли в 1080, то есть «поздравляем, соврамши». А в целом по лесхозу покрыто лесом 113 тысяч гектаров из 123 тысяч общей площади. Даже если не сажать ни деревца, при таких темпах хватит как минимум на 200 лет, подсчитал директор лесхоза Константин Баратынский. 

Мы увидели это своими глазами на лесосеке в Вороничском лесничестве на рубке главного пользования. Деревья не убирают полностью: частично оставляют для сохранения биоразнообразия. Но внутри некоторых поваленных вековых елей уже завелась гниль. Они пригодны разве что на дрова или щепу.

— Вырубать нужно вовремя, иначе произойдет потеря качества и сортности древесины, а затем и ее естественный отпад, — объясняет директор Полоцкого лесхоза.  — Сравним с булочкой: сейчас вкусная, а через две недели? Всему свой срок. 

Питомник по выращиванию посадочного материала.

Поэтому медлить с заготовкой спелого леса нельзя. А любителям сенсаций на пустом месте стоило бы внимательнее готовить свои материалы. Ответственность за клевету никто не отменял. Ведь даже медведь в их видео фейковый, такой у нас в стране не водится.

ЦИФРА

По данным пресс-службы Минлесхоза, только за последние десять лет лесистость страны увеличилась на 2,3 процента и составила 40,1 процента.

КОМПЕТЕНТНО

3,6 тысячи гектаров лесных культур

Лесной фонд в ведении Витебского ГПЛХО насчитывает более 1700 тысяч гектаров, 1500 тысяч из них покрыто лесом. Лесистость территории области — 42,2 процента, подчеркнул главный лесничий Витебского ГПЛХО Александр Измайлович. При этом среднереспубликанский показатель меньше — около 40 процентов. 

За последние пять лет объем вырубки не превышал 3,6 миллиона кубометров. В 2020-м — 3 миллиона 450 тысяч. При этом ежегодный прирост леса в среднем на Витебщине — около 5 миллионов кубометров. За 2020-й лесовосстановление и лесоразведение в лесхозах Витебского региона провели примерно на 4,5 тысячи гектаров, лесные культуры создали на площади 3,4 тысячи гектара. За первое полугодие 2021-го — 3,9 и 3,6 тысячи гектаров соответственно.


yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter