Рождение новой супердержавы?

О развитии Китая
«2008 — год, когда родится новая супердержава» — под таким заголовком вышла английская газета The Independent в первый день нового года. Китай — страна, с которой весь остальной мир считается (по доброй воле или по принуждению — сути это не меняет) все больше. Когда в 1978 году тогдашний лидер КНР Дэн Сяопин провозгласил курс на политику реформ и открытость, Поднебесная была бедной полуголодной страной, которую «Великий скачок» 1950–х и Культурная революция 1966 — 1976 гг. поставили на грань национальной катастрофы. С тех пор Китай превратился в мотор мирового экономического развития...

Наступивший год для Китая — не решающий, конечно, но исключительно важный. По большому счету, все было решено сначала в том самом 1978–м, а потом в 1989–м — когда руководство страны железной рукой подавило студенческие выступления, продемонстрировав решимость строить социализм и демократию со своей собственной, отличной от западных ценностей, спецификой. В этом году произойдет смена руководства государства (хотя Ху Цзиньтао по–прежнему останется президентом) и пройдет Олимпиада.

Мир узнает имя будущего руководителя самой населенной страны мира в марте. По существующей традиции (а в Китае традиции весьма важны) на сессии Всекитайского собрания народных представителей (парламент) будет избран новый вице–президент — нынешний Цзэн Цинхун даже не вошел в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Пока еще все гадают, кто им станет, но именно он (конечно, если традиции будет соблюдены) сменит через 5 лет Ху Цзиньтао. Сейчас в верхах идет активная смена руководителей всех уровней, многие известные политики (как уже упомянутый Цзэн Цинхун или «железная леди» У И, которую журнал «Таймс» три года подряд называл одной из пяти самых влиятельных женщин мира) уходят, уступая дорогу более молодым и, как показывает практика, более жестким.

Китайская дипломатия становится все более влиятельной силой в мире. И дело даже не в праве вето, которым страна обладает в Совбезе ООН. Сегодня решение таких глобальных вопросов, как мирное урегулирование в Дарфуре или ядерная проблема Северной Кореи, не говоря уже о борьбе с изменением климата, невозможно без участия КНР. Для государства с весьма непродолжительной историей дипломатии это огромный успех. Который, конечно, был бы невозможен без успеха экономического.

Экономика решает все — это аксиома сегодняшнего дня. Десятилетие подряд рост китайской экономики превышает 10% в год (в 2007 г. она выросла на 11,5%) — ей нет равных в мире. Правда, в этом росте таится и опасность, с которой правительство твердо намерено бороться как раз в наступившем году: производство ориентировано на экспорт, а значит, слишком от него зависимо. Под давлением США и ЕС Китай постоянно ревальвирует юань — за прошлый год он поднялся почти на 10% по отношению к доллару. Это значит, что китайские товары дорожают — соответственно экспорт снижается. А вот производство набравших обороты фабрик и заводов — нет. Какой выход? Повышать потребительский спрос внутри страны. Это и будет одной из главных задач правительства в этом году. Если справятся — китайская экономика станет куда более устойчивой, а пока ей все еще угрожают перегрев и перепроизводство.

И все это — на фоне вполне предсказуемых успехов китайских спортсменов на Олимпиаде...

Если Китай справится со всеми поставленными, прежде всего — экономическими, задачами, то в конце года, когда здесь будут праздновать 30–летие политики реформ и открытости, мы признаем: однополярного мира не будет никогда, на карте возникла новая супердержава.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter