В Борисовском районе работает сельская гимназия, где открыт STEM-класс для занятий робототехникой

Роботы поселились в общежитии

По хлопку шестиклассник Лошницкой гимназии Леша Осиновый останавливает стремительно набирающую скорость конструкцию из «Лего»-деталей. Не магия и не чудо, смеется школьник, а запрограммированная машина. С помощью телефона уже уверенный пользователь приводит ее в движение, заставляет издавать звуки и реагировать на внешний мир. Раньше Леша и не предполагал, что конструировать роботов можно будет в стенах гимназии. Год назад на базе общежития, где живут ребята из отдаленных деревень, открылся собственный STEM-класс. Проще говоря, помещение с современной техникой и конструкторами, в котором сельские школьники могут постигать основы робототехники и изучать программирование. Интересно и занимательно. 


Лошницкая гимназия особенная. Это единственное учреждение образования в сельской местности, где работает полноценный STEM-класс. Появился он относительно недавно — в апреле прошлого года. Гимназии, в которой учится почти 300 ребят, крупно повезло — новые компьютеры и наборы для робототехники им достались бесплатно. Профинансировала проект в агрогородке ассоциация «Образование для будущего». На Лошницу, правда, выбор пал не случайно.

По словам директора Юлии Саматыго (на снимке), учреждение образования старалось идти по инновационному пути:

— Понимали, что должны двигаться в ногу со временем. Несколько лет назад стали внедрять у себя информационные технологии. Отказались от бумажной отчетности учителя, руководителя, администрации и перешли на электронный документооборот. Помимо этого в гимназии заработала локальная внутренняя сеть, которая позволяет систематизировать все данные в цифровом виде. Постепенно стараемся использовать техноновинки и в процессе обучения — создаем мультимедийные методические пособия. 


Класс по робототехнике решили разместить в здании общежития, в котором некогда базировался детсад. Сейчас помимо начальной школы часть кабинетов занята под жилые комнаты для 13 ребят из отдаленных деревень. Свободные площади (общежитие рассчитано на 30 человек) позволили открыть полноценный ИТ-кабинет. Он отличается от привычных классов: ремонт и дизайн в нем делали своими силами. Учителя разрабатывали проект и воплощали его в жизнь. В светлом, просторном помещении с яркими акцентами ребятам заниматься комфортно. Начинка класса — десять ноутбуков и столько же наборов «Лего» — базовый и расширенный, телевизор — безвозмездная помощь. 

С появлением такого центра почти 70 школьников от 2-го до 10-го классов заинтересовались робототехникой и программированием. Факультативы и занятия по интересам расписаны на каждый день. Родители привозят детей на дополнительные уроки даже по субботам. Почему школьников так увлекает мудреная наука? Одну из причин Юлия Владимировна видит вот в чем: 

— Все дети разные. У некоторых ведь нет даже компьютера: единственная возможность заниматься только в гимназии. Дома не могут позволить себе закрепить знания, вот и получается, что все развитие и происходит в учреждении образования. В гимназии созданы условия, и ребята с удовольствием проводят тут время. Помимо этого, дети видят: современные технологии изучать занимательно. Когда пробуют писать программы, конструировать роботов, одновременно тренируют знания законов точных предметов — физики, математики, химии, биологии. Интересно постигать науки — мечта любого школьника. 

Учитель математики, информатики и трудового обучения Иван ЯКИМЕНКО на факультативе со школьниками.

Кстати, еще до появления специализированного класса около 40 процентов выпускников гимназии выбирали технические специальности: ребята поступали в БГУИР, на прикладную математику БГУ и БНТУ. Свяжут ли свою будущую жизнь нынешние отличники STEM-класса с точными науками, судить пока рано. Но в гимназии уверены: знания языка программирования им в любом случае пригодятся. 

Первое, о чем задумались в Лошнице, открывая роботоцентр: где взять кадры, которые смогут доходчиво объяснить детям сложные процессы программирования? Выбор пал на учителя математики, информатики и трудового обучения Ивана Якименко. К опытному и инициативному педагогу подключилась лаборант физики Светлана Павловец и учитель музыки Ирина Митрофаненкова. Специалисты прошли курсы повышения квалификации в БГПУ имени Максима Танка: на практике учились работать на 3D-принтере, распечатывать объемные детали, изучают наборы робототехники для детей разных возрастов. Сейчас каждый из них ведет у школьников разные направления. 

Дети после уроков спешат на факультатив. С полок аккуратно достают ноутбуки и наборы для конструирования. Иван Викторович раздает юным «стемовцам» индивидуальные задания — восьмиклассникам Ярославу Грибовскому и Вове Кенчадзе нужно запрограммировать робота так, чтобы тот остановился перед препятствием, Наде Толстыко и Любе Якименко из пятого класса — освоить управление робота через блок. Для самого младшего — второклассника Леши Смирнова из деревни Новосады задание проще: прежде чем управлять, робота нужно собрать. Мальчик менторским тоном учит меня азам механики:

— Все просто. На компьютере есть алгоритм сборки. Это словно чертеж для начинающего пользователя. Программа показывает: к чему какую деталь нужно прикрепить. Ведь хаотично собрать конструктор и заставить его двигаться не получится. Это как соорудить из запчастей автомобиль, не учитывая при этом законов механики. Без двигателя он не поедет.

Пятиклассницы Надя ТОЛСТЫКО и Люба ЯКИМЕНКО на факультативе.

Весь секрет робототехники, по словам Ивана Якименко, и заключается в том, что поначалу освоить ее может каждый ребенок. Программа шаг за шагом показывает, куда ставить определенную фигуру «Лего»:

— Когда все это ребенок осваивает, в ход идут фантазия и знания. В классе не учим создавать проекты, которые дети когда-то потом реализуют в реальной жизни. Нет, стараемся научить думать, программировать и фантазировать. А мыслить можно в любом направлении — необязательно в быту и технике. Это может быть любая отрасль. Вспомните, все умные гаджеты человек придумал, чтобы меньше работать. Так и ребята — может, они захотят создать программу, которая позволит быстрее и эффективнее учить стихотворение. Его строки, например, будут появляться на экране бегущей строкой.

Школьник Вова Кенчадзе в районном конкурсе по робототехнике будет защищать исследовательскую работу «Вежливый помощник». Принцип «помощника» объясняет на пальцах:

— Смысл в том, что передвижная урна ездит по коридорам и просит у прохожих «сдать» мусор. Каким образом? Подъезжает к объекту и красивой фразой предлагает выбросить ненужную бумажку. Если желающий готов выполнить просьбу, хлопает в ладоши. Крышка при этом открывается, а умная мусорка благодарит за аккуратность. Проект может реально работать, ведь в коридорах школ урны ставить нельзя — только в классах. Для такого гаджета нужно всего ничего: из конструктора собирается модель, к которой подсоединяется управляющая плата. Подключается двигатель, приводящий фигуру в движение. Датчики помогают «реагировать» на окружающий мир. Все роботы устроены принципиально одинаково. 

Шестиклассник Леша ОСИНОВЫЙ останавливает робота хлопком.

С одноклассником согласен и Ярослав Грибовский. Мальчик из того же «Лего» собрал лестничный вездеход — робота, который может беспрепятственно подниматься по ступенькам. В практической жизни по такому же принципу легко сконструировать машину, которая будет выполнять команды человека — подавать воду в стакане или ключи, которые лежат на полке. 

Пока лошницкие гимназисты учат только основы. Но за год уже успели поучаствовать в нескольких конкурсах. В прошлом году, например, на VI Минском открытом роботурнире с первой попытки вошли в десятку победителей. В этом году пробовали силы в V открытом дистанционном командном турнире по робототехнике, который проходил в Архангельске. Состязания — только часть работы STEM-класса. Во время каникул ребята ходят в ИТ-лагерь. Уже побывали на экскурсиях в некоторых крупных компаниях сферы информационных технологий, зимой ездили в Парк высоких технологий. Кто знает, может, через несколько лет сами будут принимать там потенциальных специалистов. 

СПРАВКА «СГ»

В Борисовском районе открыты и успешно действуют STEM-центры в СШ № 20, Учебно-педагогическом комплексе ясли-сад — средняя школа № 24 и Лошницкой гимназии. Совсем недавно в райцентре стартовал проект «Стартап-инкубатор «Бизнес для подростков». Ребята будут апробировать пилотную программу по обучению основам предпринимательства и на выходе смогут создать свой командный стартап. Уникальность проекта еще и в том, что дети изучат реальные проекты успешных белорусских бизнесменов. Программа построена из модулей, которые позволят постепенно постигать азы предпринимательства. 

bizyk@sb.by 

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter