Раввин Григорий Абрамович: Зажечь надежду в душе

Не все ханукальные свечи святы, но все связаны с чудом

Не все ханукальные свечи святы, но все связаны с чудом

Согласитесь, не всякая вещь может быть святой. А порой один и тот же предмет может быть как освященным, так и будничным. Как свечи, например. Есть свечи, которые мы зажигаем на мероприятиях и торжествах, есть те, что ставим в храмах. Но есть также свечи, которые всегда наделены особой святостью, хотя их мы можем зажечь и дома.

На еврейский праздник Ханука зимними вечерами зажигают специальный светильник — ханукию, добавляя каждый день по свече, так, чтобы в первый день праздника горела одна, а на восьмой — восемь свечей. Всего зажигают 36 свечей за восемь дней праздника. Одно из названий праздника Ханука — праздник огней, “Хаг а-урим”, оно сохранилось еще со времен Иосифа Флавия. В  церемонии зажигания ханукальных огней все продумано: мы выставляем свечи на Ханукию, начиная со “старой свечи”, а зажигаем с “новой”, провозглашая их святость в благословении до и после  зажигания ханукальных огней. В Хануку, которая наступит в этом году вечером 8 декабря, мы задумываемся не только о победе в 164 году до н. э. храбрых Маккавеев над злобным войском Антиоха IV, о чуде в Иерусалимском храме с маленьким кувшинчиком с маслом, горящим вместо одного восемь дней, но и о святости.

Кто-то будет использовать масло для зажигания светильника, кто-то предпочтет коробку со свечами. И каждый год мы сталкиваемся с тем, что в коробке для ханукальных свечей лежат и те свечи, которые будут святы, и те, которым предназначена другая роль — только зажечь другие свечи. Почему же не все свечи в коробке святы, ведь они одинаковы по размеру, а значит, и по времени горения, а разноцветность ханукальных свечек лишь отличает их от субботних, белых?

Ответ находится в традиции. Мы не можем зажечь одну ханукальную свечу от другой, ведь они святы. Но можно задать вопрос: субботние свечи тоже святы, так почему же мы зажигаем их спичкой и без свечи-посредника? Все дело в том, что евреи не могут пользоваться светом свечей Хануки, как светом светильника или светом шаббатних свечей, для освещения помещения. И поэтому, чтобы зажечь одну или более ханукальных свечей (фитилей с маслом), нам нужна дополнительная свеча — служка, или “шамаш” на иврите. Она же служит нам и источником освещения, и доказательством, что мы не пользуемся светом ханукальных огней в бытовых целях. В нашей коробке должно быть не менее 44 ханукальных свечей (может быть и 45). При этом 36 из 44 будут свечами святости “нер а-кодеш” праздника Ханука. А восемь и 44 — это шамаши на каждый день Хануки.

Порой кажется, что мы подобны свечам в коробке: кому-то быть праздничной свечой, а кому-то — служкой. Но важно помнить, что нет бесполезных или второсортных свечей в коробке. 36 свечей зажгутся лишь благодаря восьми, а восемь нужны для того, чтобы горели тридцать шесть, принося святость и память о чудесах. Во втором веке до нашей эры Храмовый светильник в Иерусалиме зажегся и чудесно горел восемь дней. Маленький кувшинчик с маслом позволил гореть не только светильнику, но и зажег надежду в душах, принес тепло в дома. В этом мире есть деление на святое и будничное, важное и неважное. Ханукальные свечи равны, но не все святы. Однако чудо — оно чудо для всех, и каждому есть в нем место, лишь бы были вера и надежда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter