"Скорина" на СТВ: телеканалы научились производить собственный художественный контент

Путем Франциска

Документальными лентами на белорусском телевидении никого не удивишь, традиция всевозможных исторических расследований, оформленная в виде не передачи, а фильма, по счастью, не пресеклась. Однако собственного художественного, игрового контента на телеканалах до сей поры не было. Первый шаг к изменению ситуации сделало «Столичное телевидение», в год 500–летия белорусского книгопечатания презентовав фильм «Скорина». Получасовая короткометражка по заказу СТВ снята Алексеем Раковичем по сценарию известного историка и драматурга, лауреата Национальной литературной премии Натальи Голубевой.


— Это наш ответ «Беларусьфильму», — шутят создатели. — Белорусское кино с белорусскими актерами, снятое на белорусском материале.

Актер Драматического театра Белорусской армии Александр Абрамович, сыгравший Франциска Скорину, признался, что в сценарий буквально влюбился с первого прочтения:

— Я сразу сказал режиссеру: если даже меня не возьмут на эту роль, пусть позволят оставить себе сценарий, потому что это вещь, которую хочется перечитывать!

Фильм — попытка приблизить к нам образ первопечатника, сделать его в наших глазах не монументальным изваянием возле Национальной библиотеки, а реальным человеком со своими муками и радостями. Попытка вполне удавшаяся, хотя в реакции зрителей создатели не были уверены до самой премьеры. Наталья Голубева, в чьей творческой биографии множество блестящих документальных сценариев, а вот игровой пока что первый, призналась:

— Короткометражный фильм — это очень сложно. Хронометраж всего 30 минут, и в них нужно уложить один день из жизни Скорины. Мы не хотели занимать эфирное время домыслами и слухами, снимая «историческое фэнтези». Обнаружены новые документы, которые позволяют предполагать, что Скорина, последние следы которого историки теряют в 1541 году, вовсе не умер 10 лет спустя в Праге. В текстах молдавской летописи толковинов обнаружено упоминание о Скорине и его пребывании в средневековой Молдавии в 1542 году. Расшифровкой текстов занимался профессор БГУ Иван Чарота, в Молдове — писатель Юрий Иванов.


В летописи говорится, что события, которые излагаются на данном листке, произошли в 14520 году по толковинскому летоисчислению, что соответствует 1542 году от Рождества Христова. Сама надпись гласит: «И прибыл в Великие Расконы Нагоряны к Великому Толковину Твердобою, от господаря Великой Земли Молдавской и Сучавского и Сиретского края Петручча Штэхванови (Петра Стефановича), очень умелый и смышленый мастер по печатанию добрых книг Юрга Скорина Полоцкий.  И был Юрга Скорина Полоцкий в Великой Сучаве и Земле Молдавской, ибо запросила его из Праги Чешской добрая царица Молдавская Елена Сербская — любимая жена великого царя и господаря Петра Стефановича. Ибо имела зароки напечатать красивые и яркие писания за своих великих предков: Иоанна Бранковича — великого царя и господаря Сербского, за его великих родителей: Стефана Бранковича — великого царя и господаря Сербского, и его святую жену — великую царицу Ангелину Сербскую, и за весь ее царский род, который унизили и навели великую ложь, неправду и кривду проклятые и бешеные турки».

Вокруг настоящего имени Скорины было немало ученых споров, некоторые исследователи считают, что на самом деле его звали не Франциск, а Георгий (Юрий), напоминает Наталья Голубева:

— Текст летописи сопровождается рисунком. Слева, с короной на голове, в резном кресле сидит великий толковин Твердобой. Точные даты его жизни неизвестны. Справа в шапке с пером сидит Юрга Скорына Палацькы — толковинская запись имени и фамилии Франциска Скорины. Между ними на небольшой подставке, по–видимому, несколько печатных книг. В сокращенных надписях вокруг голов фигур значатся имена, слева — Великий Толковин Твердобой, справа — Юрга Полоцкий. Таким образом, появились новые версии о судьбе Скорины, требующие своего исследования, над ними сейчас работают историки и археологи. Это позволило нам оставить в фильме открытый финал. Бегущий от судебного преследования Скорина, к которому в 1541 году действительно было множество претензий с разных сторон, отправляется в дорогу.

Натурные съемки, в том числе с воздуха, позволяют любоваться умопомрачительно красивыми пейзажами. Природа, кстати, исключительно белорусская. Но в «Скорине» цепляет не только это: фильм снят ярко, эмоционально, драматические коллизии не позволяют оторваться от экрана. А после открытого финала мысль о возможном продолжении не просто приходит в голову — она напрашивается весьма настойчиво. В целом все это выглядит как пилотная серия классного сериала международного уровня. Причем в отличие от «Игры престолов» и прочего фэнтези здесь мы видим родной исторический сюжет, дополненный фантазией автора свободно, но при этом предельно тактично. Неудивительно, что после премьеры многие не стесняясь требовали: «Хотим продолжения!»

— Нет в нашей стране дня Франциска Скорины, — сожалеет заместитель генерального директора СТВ Павел Кореневский. — И наш телеканал в год 500–летия белорусского книгопечатания проведет день Скорины на СТВ 25 ноября. Ждите в эфире.

ovsepyan@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter