«Делал доктор Скоринич Франциск»: культура молитвы великого полочанина

Культура молитвы великого полочанина

Гуманист, философ, доктор, переводчик, издатель — кем на самом деле был наш великий земляк Франциск Скорина? Центральное место в творческом наследии выдающегося полочанина занимают православные молитвенные тексты.

В 2017 году мы отмечали 500-летие начала белорусского книгопечатания. На первый взгляд, кажется, что Франциск Скорина никакого отношения к Православной церкви не имеет. В эти дни мы часто слышали, что он был философом, врачом, гуманистом. Писал ли он философские трактаты? Нет. Переводил ли он книги по медицине, так остро необходимые тогда? Нет. Над чем работает Франциск Скорина? В 1517 году издает «Псалтирь» — одну из книг Ветхого Завета, по сей день занимающую ключевое место в православном богослужении, но вместе с тем долгое время занимавшую и ключевое место в процессе вхождения в мир грамотности и книжности у многих поколений наших предков. Язык Скорининской Псалтири — церковнославянский белорусского извода. Это издание имеет знакомое всякому православному человеку разделение на кафизмы, что однозначно позиционирует его как предназначенное для православных читателей.

В 1525 году Скорина печатает богослужебную книгу «Апостол», содержащую часть Нового Завета — Деяния и послания апостолов. Если мы откроем и пролистаем (а такая возможность есть сегодня у каждого пользователя интернета), то увидим, что это не какое-то «внеконфессиональное» издание части Нового Завета, а типичное для православной богослужебной традиции. В нем библейский текст разделен на зачала (отрывки, которые читаются в течение всего года по определенному порядку), а за апостольским текстом следует привычная каждому священно­служителю дополнительная часть, где приводятся молитвословия, сопровождающие за богослужением чтение апостола (прокимны, аллилуйя), и месяцеслов — указатель апостольских чтений на весь церковный год.

Еще более «церковной» является другое известное издание Скорины — «Малая подорожная книжка», вышедшая в 1522 году. И сейчас есть хороший повод отпраздновать 500-летие ее существования. Эта книга среди прочего содержит каноны и акафисты на каждый день недели, и поныне используемые в церковной и домашней молитве православными христианами. Два канона с акафистами из этой книги были написаны самим Скориной: это каноны с акафистом Господу Иисусу Сладчайшему и святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Оба акафиста содержат акростих, образуемый из первой буквы каждого тропаря канона, а также кондака и икоса акафиста: «Делал доктор Скоринич Франциск». Акафисты и каноны тогда использовались только православными христианами. А люди, способные к их составлению, должны были обладать очень высокой духовной культурой молитвы и быть очень эрудированными в православном богословии. Именно таким человеком и был Франциск Скорина.

Вслед за молитвенными текстами сочинениями богословского содержания являются предисловия Скорины к изданным им книгам Библии. Откроем его «Библию русскую» и узнаем философские взгляды земляка: «В этой книге начало и конец всей природной мудрости; Бог Вседержитель познается. В этой книге записаны все законы и права, какими люди должны руководствоваться на земле. В этой книге найдете любые лекарства для души и тела. Здесь добронравное научение философии, что нужно любить Бога ради самих себя и ближнего ради Бога. Здесь порядок всяческого человеческого и любого городского собрания, когда через веру, сочетание любви и согласия умножается общественное добро. Здесь достаточное изложение семи свободных наук».

Вне всяких сомнений, Франциск Скорина — настоящий богослов, родившийся в церковной традиции и трудившийся на благо других христиан.

Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter