Спустя 73 года на обелиске братской могилы под Рогачевом появится имя Чолыка Атаева – чабана из Туркменистана, погибшего за освобождение Беларуси

Пулеметчик из 1944-го

В центре одной из крупнейших пустынь мира — Каракумов среди барханов в ста километрах к северу от столицы страны города Ашхабада расположено древнее туркменское село Бокурдак. До начала 1980-х годов это село, как и другие близлежащие аулы, не имело ни автомобильной, ни железной дороги для связи с большой землей, десятки поселений были затеряны в глубине этой пустыни. В столицу летали на «кукурузнике» АН-2.

По  разным  фронтам

Когда шла Великая Отечественная война, в село прибыли представители районного военного комиссариата — принесли повестку двоюродному брату Чолыка Атаева. Сам Атаев, как чабан, имел бронь — освобождение от призыва. Но они были не только братьями — закадычными друзьями. 

Чолык не хотел отпускать своего друга на войну одного. Он сказал представителям военкомата: «Запишите и меня, мы хотим воевать вместе». Ребята думали, что попадут в один полк, будут воевать вместе и вернутся домой с победой. Но они попали не то что в разные части, даже на разные фронты. Когда они ушли на фронт, в Каракумах была суровая холодная зима. В селах свирепствовали голод и холод. Дома остались красивая молодая жена (скоро должна была родить) Огулбиби Аллакулова и двое маленьких сыновей — старшему Гоше было 5 лет, младшему Теджену — 1,5 года. После ухода на фронт у Чолыка Атаева родился третий сын — Аманяз. 

В те времена в каракумских песках не было почтовой связи. До Бокурдака дошли слухи, что Чолык погиб на войне. Не выдержало сердце молодой женщины вести о смерти мужа, скоро умерла от сильных переживаний.

Дети остались полными сиротами. Умер от голода шестимесячный младший сын Аманяз, оставшийся без присмотра. Односельчане не могли опекать сирот, им самим было трудно: пришлось пережить сильные засухи. Услышав о случившемся, приехали родственники Атаева, забрали мальчиков и приютили по разным селам. Только через 14 лет соединились братья в одну семью в селе Бокурдак. 

Два брата не знали, да и знать не могли, где воевал и погиб их отец. Младший из них Теджен после долгой болезни умер в 1985 году в возрасте 44 года, так и не узнав ничего об отце и оставив сиротами шестерых детей: старшей дочери Аннагозель еще не исполнилось 18, а младшей Майсе было всего 22 дня. 

Дети и внуки

Несмотря на большие трудности все осиротевшие внуки Чолыка Атаева выросли, слава богу, в своем родном селе Бокурдак, вышли замуж, женились, обзавелись семьями и детьми. Сейчас все они проживают в разных селах вблизи Ашхабада. 

Старшая внучка Чолыка Анна­гозель Атаева вместе с мужем Мухаммедом Аманмаммедовым с 2012 года усердно начали поиск места захоронения деда. Несколько раз официально обращались в государственные и военные архивы Туркменистана, России и Беларуси. Получали стандартные ответы — сведения о местах нахождения во время войны и месте захоронения в архивах не значатся. 

24 января 2015 года Аннагозель Атаева и его правнук Нурмухаммед Аманмаммедов написали письмо в Посольство Российской Федерации в Туркменистане (все письма и ответы хранятся в семейном архиве Аманмаммедовых). 

Благодаря усилиям военного и военно-воздушного атташе при Посольстве Российской Федерации в Туркменистане полковника А.А. Алексенцова 27 мая 2015 года через 72 года получили официальное долгожданное сообщение с указанием адреса места захоронения дедушки Чолыка Атаева. 

Внуки Чолыка АТАЕВА на могиле деда-героя
фото turkmenistan.mfa.go.by

Наконец, в сентябре 2017 года Аннагозель Атаева с автором этих строк вылетели в Республику Беларусь. Через знакомых, друзей узнали адрес и телефон сельского Совета, где находится братская могила, в которой захоронен Чолык Атаев как безымянный солдат. 

Позвонили председателю Старосельского сельсовета Рогачевского района Гомельской области Виктору Леоненко. При первой же встрече с ним мы чувствовали себя как старые близкие друзья. Он оказался человеком простым, обаятельным, внимательным, общительным. Мы пересели в его Уазик и направились в деревню Близнецы. Он всю дорогу рассказывал нам о прошедших в этих местах боях. По дороге мы с Аннагозель любовались изумительной красотой белорусской природы. 

Чолык Атаев воевал пулеметчиком в 1018-м стрелковом полку 269-й стрелковой дивизии Первого Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского. 

Операция «Багратион». После мощной артподготовки наши войска начали форсировать реку Друть. Чолык Атаев и его однополчане одними из первых поднялись в атаку. Но в ходе ожесточенного сражения Атаев Чолык и его 754 однополчанина пали смертью храбрых при форсировании реки. После боя их похоронили в деревне Лужки на берегу реки Друть. 

Мы безмерно благодарны фронтовику Петру Сергеевичу Горшекову — жителю Старосельского сельсовета. По его инициативе и под его руководством в 1958 году останки всех 754 бойцов торжественно перезахоронили вблизи деревни Близнецы в лесу недалеко от проселочной дороги (номер захоронения 3885). Имена половины лежащих в братской могиле бойцов до сих пор неизвестны. 

Слезы у могилы

Среди высеченных на обелиске фамилий бойцов мы все трое начали искать фамилию Чолыка Атаева. На обелиске выбиты фамилии более 300 бойцов. Там оказалась одна единственная туркменская фамилия. Среди покоившихся здесь безымянных бойцов, наверное, еще найдутся земляки Чолыка Атаева, которые ждут увековечивания своих имен на этом обелиске. 

Мы не обнаружили имя деда Аннагозель. По номеру захоронения — 3885, указанному на полученном нами официальном документе, мы убедились в том, что дед Аннагозель покоится именно в этой братской могиле. 

Аннагозель присела у могилы, что-то тихо говорила, и я заметил текущие по ее щекам слезы, при этом она ласково гладила руками холм могилы. Она сидела долго. 

Аннагозель развеяла по всему захоронению привезенную с собой горсть песка из глубины Каракумов — из родного села Бокурдак. Она взяла немного земли с могилы, где покоятся солдаты и офицеры, погибшие в бою за нашу свободу, за наше светлое будущее. Эту горсть земли положили в гильзу противотанкового снаряда, сделали памятную надпись и бережно храним у себя дома. 

Привезенные с собой официальные документы, письма и фотопортрет деда Чолыка передали главе Старосельского сельсовета. Потом он позвонил нам и сообщил, что все документы передал в музей боевой славы, созданный в средней школе Старосельского сельсовета. 

В начале января 2018 года позвонили Виктору Леоненко, поздравили с Новым годом, поблагодарили от имени всех внуков Чолыка Атаева за оказанную помощь. Он сообщил, что в этом году местные власти выделяют дополнительные средства для установления нового обелиска, на котором будут высечены фамилии павших бойцов, среди них — и фамилия Чолыка Атаева. 

Через 73 года…

Мухаммед Аманмаммедов

От осиротевших двух сыновей, а также 10 внуков, 26 правнуков и 13 праправнуков Чолыка Атаева, которые проживают в селах Туркменистана.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter