Приличным манерам надо учить

На недобросовестных продавцов трудно найти управу

Сначала о наболевшем. Забрал недавно машину после ремонта подвески. На второй день авто загремело еще сильнее. Решил вернуть мастерам на доработку. Забрали без проблем, но... Через несколько дней сильный стук повторился опять. Я махнул рукой. Что толку возить авто десять раз по гарантии, если на выходе никакого эффекта? Через друзей и знакомых буду искать другой, качественный автосервис. Лучше заплатить еще раз и довести дело до ума, чем неделями бродить под воротами станции техобслуживания, в которой сильно разочаровался. И так, вероятно, рассуждает большинство тех, кто столкнулся с плохим сервисом или бракованным товаром.

Мне, кстати, еще повезло. Знаю немало примеров, когда люди оставались и без денег, и без товара. Недавно познакомился с Романом Юхимцом, живущим с семьей в доме на территории садоводческого товарищества под Брестом. Свет там отключают стабильно раз в месяц из–за перманентных ремонтных работ. Без собственной подстанции в хозяйстве не обойтись. На частный дом вполне хватает мощности бензогенератора. Его Роман и заказал в интернет–магазине индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Минске. Цена вопроса — 310 рублей. В итоге аппарат перегорел при первом пуске, а предприниматель так его и не забрал. Дорогая покупка пылится в гараже.

А у Евгения Мусатова, хозяина большого хутора под Брестом, случай еще интереснее. Он содержит быков, обрабатывает огород в 60 соток, развел плантацию малины. Нужен был мотоблок. В технику, которую он подобрал в магазине под Кобрином, вложил свыше 2.000 рублей. Долго радоваться покупке не пришлось. Мотоблок плохо заводился, слабо набирал обороты. Плуг гнулся, сразу перестал работать переключатель отключения двигателя, косилка вообще изначально не подошла. Позвонил продавцу, технику забрали на гарантийное обслуживание через три недели. Сезон полевых работ подходил к концу, а фирма с ремонтом тянула. Такой сервис Евгения не устроил, и он обратился в областное общество защиты прав потребителей, которое довело дело до суда.

В «черных списках» оказываются не только продавцы садовой техники. В конце прошлого года я писал о проблемах, которые возникали у брестчан, купивших в интернет–магазинах дорогие, но некачественные телефоны («Мобильные скандалы в сети», «СБ» за 28 декабря). А в соцсетях есть целые сообщества, сформированные по принципу «доска позора». Обновляются регулярно. Открываю такую брестскую группу, и глаза разбегаются.

Некий веб–разработчик из Дрогичина пообещал предпринимательнице сделать интернет–магазин за 240 рублей. И пропал. Следом сообщается о другом персонаже, который берет предоплату за различные товары и исчезает с деньгами. А вот кто–то купил некачественный аккумулятор у фирмы, впоследствии отказавшейся его менять, хотя гарантийный срок не вышел. Доходит до того, что продавцы не принимают назад даже дефектные водонепроницаемые дамские сапоги, промокающие в первой же луже.

Во многих случаях возмущенные покупатели считают дельцов, заработавших себе такую репутацию, мошенниками. И пишут заявления в милицию. Логика проста. У тебя взяли деньги и выдали вещь, которой пользоваться нельзя. А некоторые и вовсе пропадают с горизонта, набив свой карман. Но в уголовном праве свои каноны. Если бизнесмен работает легально, оформил, например, ИП, то обвинить его непросто. Надо доказать, что он изначально, как говорят юристы, имел злой умысел и собирался обмануть заказчика.

А вот тут хитрый делец разводит руками: мол, не смог — и все тут. Риски, знаете ли. И дело переходит в разряд гражданско–правовых отношений, где в конечном счете точку ставит суд. Тяжбы могут идти не один месяц, причем ответчик придет с адвокатом и будет правдами и неправдами доказывать неправоту покупателя. Не случайно председатель Брестского областного общества защиты прав потребителей Ирина Маркова советует: спорную покупку не отдавать продавцу. Ибо он может провести выгодную для него «экспертизу», чтобы доказать не гарантийный случай. Диалог надо начинать с письменных претензий, а заканчивать в суде. Тем более что пошлину в этом случае платить не нужно.

Но, похоже, нечестные игроки нашего рынка исков не боятся. Видимо, выгода от сомнительных сделок выше. Так, может, стоит вспомнить о том, что на бизнес, получивший огромные послабления по Декрету № 7, возложена и серьезная ответственность. В том числе и перед клиентами. И возмещением морального вреда тут не нужно ограничиваться. Пусть продавец бракованного товара, отказавшийся его заменить по всем требованиям законодательства, получит за свой «финт» такой штраф, на который ему придется брать в банке кредит. Быть может, в следующий раз он будет более обходительным со своими заказчиками.

alexbresta@gmail.com 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...