Наш журналист выехала в рейс с автолавкой Копыльского райпо

«Автолавка под самый дом приезжает – как это может не нравиться!»

За счет чего Копыльское райпо выдерживает конкуренцию в больших и малых деревнях

Необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности организаций Белкоопсоюза, сохранение их социальной направленности — эти вопросы неоднократно обсуждались на самом высоком государственном уровне. На общем собрании представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ 16 февраля 2024 года ­Президент отметил, что у потребительской кооперации есть своя ниша — магазины шаговой доступности, которые не заменит ни один гипермаркет. Александр Лукашенко уверен, что при всех недостатках резервы у потребкооперации огромные.

«И там, где объективно вам необходимо помочь, государство всегда подставляло и будет подставлять плечо. Но шевелиться надо и самим». Журналист «СГ» отправилась в Копыльский район, чтобы увидеть, как выстроена там работа райпо. Почему по этому адресу? Было особенно интересно оценить, как организована работа автомагазинов в районе, который на протяжении многих лет лидирует в области по всем показателям.

Известно, что главное отличие розничной торговли райпо от супермаркетов в том, что автолавки приезжают в деревни, даже если там живет два‑три человека. По такому маршруту мы и выехали. Поначалу оцениваю внешний вид автолавки. Да, это уже совсем не та вместительная, но крайне неприспособленная машина с будкой, на которой доставляли товары первой необходимости в сельскую местность десяток лет назад. Это современный мини-маркет на колесах, способный доставить широкий ассортимент продуктов питания и товаров повседневного спроса и где комфортно работать продавцу.

Семь утра. Продавец автомагазина Ирина Захарик и водитель Анатолий Шульга загружают хлеб, в том числе белый. Затем — на товарно‑распределительные склады. Там заполняют витрину, полки, холодильное оборудование всеми группами необходимых товаров, получают ценники и отправляются на маршрут. Первая в нем — деревня Аношки.

— Целый день в дороге непросто. Многое приходится успевать на ходу, но ко всему привыкаешь. В профессии я уже шесть лет, почти всех покупателей в зоне обслуживания знаю по имени‑отчеству. Работа нравится еще и потому, что постоянно обновляется материально‑техническая база, — подчеркивает Ирина Захарик.

Тут к разговору подключается начальник участка по автомагазинам Копыльского райпо Ирина Жук и подтверждает:

— В прошлом году приобрели два новых автомагазина. В этом году планируем закупить еще один. Всего на балансе райпо восемь единиц такой техники. Этого достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех жителей района. На обслуживании 153 населенных пункта. Продавцы у нас опытные, отлично знают свою работу. И отзывы от покупателей получаем положительные.

Очередная остановка — деревня Старый Копыль. Покупатели уже ждут. Их немного. Деревня оживает по выходным и ближе к лету. В зависимости от числа жителей меняется и ассортимент магазина на колесах.

— Условия транспортировки и хранения продуктов позволяют привозить все необходимые продукты, — отмечает Ирина Захарик. — Всегда в наличии молочка и хлеб — это товары первой необходимости, их чаще других покупают. Пожилые люди любят творожки, глазированные сырки, йогурты. Перед Пасхой привозим куличи и другую выпечку. Для заготовки березового сока сейчас больше, чем обычно, покупают сахар и лимонную кислоту, цитрусовые.

Привозит автомагазин и товары по предварительному заказу. Несмотря на то что эта услуга доступна онлайн, большинство сельчан оформляют заявки через продавца или по телефону.

— Как правило, заказывают торты ко дню рождения, а весной и летом, когда многие затевают ремонт, в ходу цемент, — уточняет продавец.

Печенье, хлеб, полкило колбасы — первые покупатели укладывают покупки в пакеты. К магазину приближается еще один местный житель. Мужчина подтверждает:

— Автолавка под самый дом приезжает. Как это может не нравиться! Есть все необходимые продукты. А если нужно что‑то конкретное, то привезут без проблем. Не раз заказывал товары у райпо. Такого, чтобы машина не вышла на маршрут, не припомню. Неважно, какая погода. Едет по расписанию.

Для удобства жителей в протяженных населенных пунктах автомагазин делает по две‑три остановки. Особенно это ценят те, кому по состоянию здоровья тяжело даются большие расстояния.

— Количество покупателей на конкретном маршруте день на день не приходится, — делится Ирина. — Сегодня это может быть один человек, а завтра — 15. Во время каникул у автолавок собирается очередь из местных и приезжих, что хоть и продлевает рабочий день продавца и водителя, но вместе с тем увеличивает выручку.

Говорят, конкуренция — двигатель прогресса. В случае с копыльской торговлей этот принцип тоже работает. Хоть стационарных магазинов в округе нет, но конкуренцию райпо иногда составляет частник. Зная маршрут и время прибытия в тот или иной населенный пункт машины райпо, он может позволить себе проехать по нему перед автолавкой. Как развести логистику, вопрос другой. А вот как убедить сельчан приходить за покупками именно в автолавку потребкооперации — то, над чем работают все заинтересованные.

Продавец Ирина Захарик к работе в условиях конкуренции относится положительно:

— Это позволяет двигаться в ногу со временем. Разработана система скидок на социально значимые товары для людей пенсионного возраста и других категорий, богатый выбор товаров надлежащего качества, минимальные торговые надбавки. Работаем и по безналичному расчету.

К слову, в автолавках и сельских магазинах системы потребкооперации более 90 процентов — товары отечественных производителей. Импортные — экзотические фрукты, рыба свежемороженая, чай и кофе, некоторые непродовольственные товары.

— Райпо обслуживает около 54 тысяч человек в четырех районах — Копыльском, Солигорском, Узденском и Слуцком, — сообщил председатель правления Копыльского райпо Виктор Смусенок. — Приходится работать в условиях жесткой конкуренции не только со стороны многочисленных торговых сетей, но и частников. Конечно, за покупателя нужно бороться. Успешно реализуем продукцию собственного производства. Это в первую очередь хлебобулочные и колбасные изделия. Конкуренцию выдерживаем благодаря программам лояльности и действующей системе скидок. Налажена работа по предварительному заказу всех групп товаров. Прорабатываем возможность покупки современных автомагазинов — аналогов стационарным. Наша основная задача в том, чтобы сельские жители имели возможность в комфортных условиях делать необходимые покупки в своем регионе.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга КУНЦОВА, начальник управления торговли Белорусского республиканского союза потребительских обществ:

— Более 500 автомагазинов потребкооперации обслуживают свыше 445 тысяч человек, проживающих в 13,8 тысячи населенных пунктов. Из них в 11,3 тысячи проживает до 50 человек, в 5,3 тысячи — менее 10. Автомагазины выезжают не реже двух раз в неделю в соответствии с графиками и маршрутами торгового обслуживания, которые разрабатываются с учетом потребностей населения и согласовываются с местными органами власти. Ассортимент товаров — более 200 наименований продуктов питания и товаров повседневного спроса. В весенне‑летний период берем на себя заботу по обслуживанию более 1,4 тысячи садоводческих товариществ и дачных кооперативов. За 2020 — 2023 годы организации потребкооперации приобрели 154 новых автомагазина.

rovdo@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter