Причина трагедии — человек, а не фактор

В первом квартале 2006 года  в результате несчастных случаев на Белорусской железной дороге погибли четыре человека и столько же — тяжело травмированы

В первом квартале 2006 года  в результате несчастных случаев на Белорусской железной дороге погибли четыре человека и столько же — тяжело травмированы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число смертельно травмированных возросло в два раза. Эта информация озвучена на очередном заседании коллегии Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, на котором заслушан вопрос и о допущенных случаях  смертельного и тяжелого травмирования работников в организациях Белорусской железной дороги и Министерства энергетики. 

Рабочий день 21 марта 2006 года для двух монтеров Волковысской дистанции пути Белорусской железной дороги (фамилии по этическим соображениям не называем) начинался как обычно. Получили задание на выполнение ремонтных работ стрелочного перевода и, установив красный сигнальный щит,  приступили  к его осуществлению. Примерно в это же  время начал работать   и машинист  маневрового тепловоза Ш.  Ничто не предвещало беды… Но трагедия оборвала жизни двух молодых людей. Специальное расследование, которое провели государственные инспектора труда, выявило причины гибели работников: руководитель маневровых работ не был предупрежден о том, что на пути работают люди (запись об этом  в журнале дежурной по станции отсутствовала), машинист тепловоза осуществлял движение при отсутствии видимости, путевые рабочие не были информированы по громкой связи о движении состава … 

Еще один трагический случай.  И тоже на Волковысской дистанции пути. При выполнении подготовительных работ на станции погиб монтер, который самовольно использовал портальный кран не по назначению. Халатность и элементарное пренебрежение правилами техники безопасности работника «дополнились» невнимательностью локомотивной бригады ОАО «Азот» при выполнении маневровой работы на путях этой станции… 

Всего год назад  на коллегии Департамента госинспекции труда  рассматривался этот же вопрос: о соблюдении законодательства об охране труда  в организациях Белоруской железной дороги. Все отмеченные на коллегии  недостатки и недоработки в организации системы управления охраной труда были устранены, виновные в гибели людей понесли наказание. Казалось,  урок  из тех трагедий должны были извлечь все, начиная от монтеров пути и заканчивая руководством дороги. Прошел год. И снова — трагично оборванные жизни людей на своих рабочих местах.  Один из руководителей железной дороги, принимавший участие в коллегии, был вынужден признать: организационная работа по  реализации системы управления охраной труда на деле не подкрепляется конкретными практическими мерами непосредственно на местах,  в трудовых коллективах. Сегодня по-прежнему слабо контролируется соблюдение требований безопасности труда, не уделяется должного внимания выявлению и снижению уровней производственных и профессиональных рисков. И рост производственного травматизма в этом году  на дороге – тому доказательство. 

К сожалению, порочная  практика себя еще не изжила: один работник что-то забыл, другой — махнул рукой  на инструкцию, третий – не проконтролировал, четвертый — просто чего-то не знал… Итог печален. Несмотря на огромную работу в области охраны труда, проводимую в нашей стране, массового  осознания приоритетности  этой проблемы пока не произошло. Еще  сравнительно высок процент работников, которые считают систему охраны труда формальной «обязаловкой», почти не имеющей никакого отношения к реальной жизни. 

Также отмечен рост производственного травматизма с тяжелыми последствиями в организациях системы Министерства энергетики. По оперативным данным, уже в этом году имеется 4 случая со смертельным исходом  и  5 — с увечьями (для сравнения: в аналогичном периоде прошлого года — 0 и 3 соответственно). 

В конце марта на рабочем месте погиб  электромонтер Рогачевского района электросетей  концерна «Белэнерго». Сейчас идет специальное расследование  этого несчастного случая, но уже сегодня специалисты называют  целый «букет» предполагаемых причин:   производство работ  без оформления допуска,   самовольное выполнение   работ на линии, находящейся  под напряжением,  отсутствие координации и согласованности в действиях оперативного персонала, отсутствие контроля со стороны руководства… 

Это и есть пресловутый человеческий фактор. Всего за три месяца текущего года в организациях министерства за распитие спиртных напитков в рабочее время или на рабочем месте с работы уволено 85 человек, в том числе  и одно должностное лицо, с пятью работниками  расторгнуты  контракты. А это, по сути, означает, что предотвращено 85 возможных трагедий на производстве. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter