Пояснения к указу № 300

Указ Президента Беларуси № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» никоим образом не носит запрещающего характера. Так прокомментировала данный нормативный акт в интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Петкевич.
Указ Президента Беларуси № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» никоим образом не носит запрещающего характера. Так прокомментировала данный нормативный акт в интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Петкевич. По ее словам, необходимость принятия указа была вызвана двумя причинами. Во-первых, стало поступать много жалоб со стороны предприятий, в том числе и негосударственных, на то, что местные власти, а зачастую и правоохранительные органы обращаются к ним с постоянными просьбами об оказании безвозмездной помощи. «Нужно было как-то упорядочить этот процесс, чтобы руководители организаций были защищены от подобных, не всегда обоснованных, просьб и даже требований», — сказала Наталья Петкевич. Поэтому, подчеркнула она, указом прямо закреплено, что спонсорская помощь оказывается только на добровольной основе. Более того, руководители, которые станут требовать оказать им безвозмездную помощь, будут привлекаться к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемых должностей, а если в их действиях окажется состав преступления, то и к уголовной ответственности. Второй момент: когда были проанализированы данные об оказании спонсорской помощи крупными государственными предприятиями, выяснилось, что это колоссальные суммы. Так, в 2004 году 22 белорусских промышленных гиганта оказали безвозмездную помощь на сумму около Br 78 млрд., причем более половины из них пришлось на себестоимость (в целом по стране в минувшем году спонсорская помощь составила Br 105 млрд.). Документом установлено, что для государственных предприятий размер спонсорской помощи не должен превышать 1% от выручки. В настоящее время данный показатель не больше 0,3 – 0,4%. То есть, идя от жизни при разработке указа, рамки были установлены даже с запасом, чтобы не связать руки желающим оказать безвозмездную помощь. Но опять-таки в случае необходимости тaот же вышестоящий руководитель может согласовать и больший размер помощи – на это не требуется согласия ни главы государства, ни правительства. В указе прописаны также цели, на которые может направляться спонсорская помощь. «Спонсорство – это всегда благотворительность, поэтому и указанные цели, как говорится, благие», — отметила замглавы Администрации Президента. Помощь может оказываться на лечение, получение образования, на развитие спорта, сельского хозяйства, занятия научной деятельностью, охрану природы, ликвидацию различного рода катастроф, организацию концертов, оказание помощи малообеспеченным гражданам. Что касается негосударственных предприятий, для них нет ограничений ни в суммах, ни в сроках оказания спонсорской помощи. Единственное, они должны соблюдать указанные цели. Нельзя оказывать (или получать) безвозмездную помощь на личные цели (покупку автомобиля или ремонт в помещении), на решение каких-либо политических антигосударственных, антиконституционных задач. Президент страны, ставя задачи перед разработчиками проекта указа, прямо сказал, что ни в коем случае нельзя создать какие-либо препятствия, помешать чем-то людям или, не дай бог, лишить их чего-то. Поэтому и совещания по обсуждению данного документа созывались неоднократно – нужно было убедиться, что указ не навредит, что он действительно идет от жизни. В общем, это требование главы государства было реализовано, заключила Наталья Петкевич.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter