Поверить алгебру гармонией

Музыка в школе: какой ей быть?

В последние дни я с упорством дятла–желтошапочника задаю на своих виртуальных страничках один и тот же вопрос: «Друзья, а нужна ли музыка в общеобразовательной школе? Если да, то в каком виде?»

Признаться, была готова к самым разным ответам и даже к гробовому молчанию, что гораздо хуже, чем самое категорическое «нет».


К моему изумлению, десятки людей, в основном немузыкальных профессий, в один голос ответили: «Да–да–да! Музыка в школе необходима, если мы хотим сохранить интеллект!» Кто–то уверял, что «музыка и есть жизнь, это разговор с Богом, необходимо обучение пониманию и чувству музыки». Кто–то говорил о «вибрациях», о «гармонизации и тренировке мозга», о развитии личности, о культуре и духовности. А некоторые даже утверждали, что музыка в школе равнозначна процветанию нации.

Казалось бы, благостная картина. Давайте взглянем, как преподается музыка в наших общеобразовательных школах. Час в неделю в начальных классах да еще с упором на слушание музыкальных произведений, которые маленьким непоседам явно не по нутру. И это еще не худший случай, потому что часы, отведенные на музыку, зачастую тратятся на более «нужные» предметы. А после четвертого класса музыки в школе нет вообще.

Можно долго рассуждать о причинах. Об унылой утилитарности нынешней школы, которая готовит учеников не к жизни, не к работе, а исключительно к поступлению в вуз. Причем ученики и родители жалуются на катастрофическую занятость, а знания и грамотность у выпускников на порядок хуже, чем 30 — 40 лет назад. При этом ученики советских школ и в «музыкалку» успевали, и спортом занимались, и на танцы ходили, и в технический кружок. И гляди–ка — поступали в вуз и становились отличными специалистами!

Конечно, виноват и Кабалевский со своей злополучной триадой «композитор — исполнитель — слушатель». Получается, что композитор пишет, исполнитель озвучивает написанное, а слушатель лишь вяло пережевывает готовую музыкальную жвачку. Какая уж там польза для мозга! Бетховен писал свои сонаты вовсе не для того, чтобы слушатель в зале мирно под них дремал. А для того, чтобы мыслящий человек, владеющий фортепиано и нотной грамотой — будь то школьный учитель или эрцгерцог Фердинанд, — перелопачивал их своими руками и головой. Только так осуществляется пресловутая «гармонизация» — обучение слушать и думать.

Сомневаетесь, что классическая музыка так уж полезна? Тогда спросите у учителей математики, которые преподают в музыкальных спецшколах. В моем классе практически все ученики, занимавшиеся по 5 часов в день на скрипке или на рояле, решали задачи лучше учительницы. И с координацией движений у детей, обучающихся музыке, намного лучше, и тоньше срабатывают механизмы взаимодействия с другими людьми.

Причем — очень важный момент — для этого вовсе не обязательно быть профессионалом. Достаточно играть на фортепиано «для себя» — умение, которое 100 лет назад было обязательным для выпускников гимназий и кадетских училищ. Обязательно оно и сейчас в таких странах, например, как Япония и Швейцария.

Хотите, чтобы ребенок совершенствовался? Платите частным учителям. Многие так и поступают, совершенно не рассчитывая на то, что их чадо станет впоследствии профессиональным музыкантом. Может быть, именно в этом секрет суперуспешных ученых, бизнесменов, программистов, врачей? Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Марк Цукерберг, академик Капица — все превосходные музыканты–любители.

Так что обучение музыке в школе очень даже имеет смысл. Пусть это будет примитивное сольфеджио, ритмика, шумовой оркестр, хор, начальные уроки фортепиано — благо для этого достаточно простенькой электронной клавиатуры. Главное — расшевелить детей, побудить их к действию и самовыражению.

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Предположу один-два поста,включая мой. Помнится, в советских школах уделяли внимание  всестороннему развитию личности  и предмет ,,пение,, было,но,про старшие классы не помню. На мой взгляд,в младших классах музыка должна сочетаться с танцами,а для старших в каждой школе должен быть организован театральный кружок,вкупе с ВИА. Сильней демотиватор сигаретам и спиртному. Однако,кто так думает,кроме меня,посмотрим по постам. Кстати,новый формат элек- тронной версии газеты чрезвычайно затрудняет обсуждение  публикаций по той или иной теме,чрезвычайно затрудняет и писал я об этом,но реакции от редакции Ноль!?
Надежда
Хотелось бы , что бы внуки имели представление о нотной грамоте. Хотелось бы, что бы слышали красивую классическую музыку. Хотелось бы, что бы знали народные песни. Хотелось бы, что бы  умели набирать мелодию на баяне.  У нас в городе ( где мои 16 лет?")  по линии дома пионеров были организованы  краткосрочные курсы игры на баяне и аккардионе. Заинтересованные школьники  9-10 класса за пару месяцев научились играть вальс. Но это был один момент  для  всестороннего развития личности.  Теперь дети нужны только родителям. Моё "хочу" так и останется моим  "хочу".
Юлия, Россия
 Ох уж это "нужна ли музыка в школе?"!  .Нужна конечно   .Но только как более-менее серьезные заинтересованные занятия ( а именно такими эти занятия и подразумеваются, если вы хотите играть даже "для себя") - как эти занятия будут конкурировать с   интернетом -гаджетами и проч. танцами, а также английским-физикой, с  которыми поступать?  Поэтому школа и обходится 2-мя притопами до 4 класса.  А что касается проф. подхода -  как  имеющая непосредственное отношение к  проф. муз. образованию,   авторитетно заявляю - музыка как серьезное занятие не нужна сейчас никому, КРОМЕ профессионалов. И занятие, и  профессия  давно потеряли свой статус и престиж  в СНГ. (Столицы  Москва и СПб не в счет - там еще что-то теплится, но и то - вокруг бесчисленных конкурсов).
 А в это время в Германии, к примеру,  на полном серьезе люди (любители) собираются, чтобы ... попеть хором!   по нотам, между прочим..)) И это все  - ответственно, серьезно, с душой!  Так что, этот обыденный для немецкой культуры пример -  лишь повод подумать о том , как по-разному расставлены акценты в ценностях обществ.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости