Почему при покупках нельзя руководствоваться эмоциями

Потребитель с хорошим поведением

Опустошения полок в супермаркетах, как в других странах, у нас не наблюдается. Наши граждане ажиотажному спросу не поддались. Но почему он иногда возникает и что заставляет людей тратить крупные суммы на отнюдь не самые нужные покупки? Об этом беседа с руководителем центра популяризации экономической науки и поведенческих исследований МеMicroMacro кандидатом экономических наук Александром Кравченко.


— В момент кризиса, эпидемии и других непредвиденных обстоятельств у людей порой появляется желание закупиться по максимуму. Причем речь не всегда идет только о товарах первой необходимости. За рубежом в магазинах дрались за туалетную бумагу. Как это можно объяснить? 

— Такие ситуации связаны прежде всего с неопределенностью, чувством потери контроля над собственной жизнью. У людей возникает необходимость найти некую точку опоры — совершить действие, которое будет направлено на создание ощущения безопасности. Ведь покупки отчасти помогают устранить эту неопределенность. Простой, но красноречивый пример: закупился гречкой — готов к апокалипсису. 

Еще одна причина кроется в нашем неприятном опыте из прошлого. Жители постсоветского пространства хорошо помнят 1990-е, когда накопленные сбережения съела инфляция. Оттого и сегодня при малейшем ощущении неопределенности стремятся обменять свои сбережения на товары длительного пользования. 

Что касается «стратегических запасов» туалетной бумаги, то это, по мнению американского исследователя Стивена Тейлора, вполне логичная покупка в условиях мировой пандемии. Вызвана она страхом заразиться. Значит, нужны средства гигиены.

Если рассматривать любую покупку с точки зрения поведенческой экономики не в конкретной ситуации, а вообще, то она обязательно связана с одним из трех аспектов — эмоции, социальный статус или самоидентификация. То, что мы наблюдаем сейчас во многих странах, — что скорее эмоции. 

— Какую роль в этом играет так называемый стадный инстинкт? 

— Некоторые экономисты считают: его влияние крайне высоко. Дело в том, что люди плохо просчитывают вероятные исходы. Взять хотя бы ситуацию с коронавирусом. Мы знаем, что процент смертей от болезни в целом не такой уж и большой. Однако фокусируем свое внимание не на процентах, а на самом факте вероятной смерти. Вместо того чтобы мыслить в позитивном ключе, начинаем готовиться к самым негативным последствиям. Отсюда и массовая паника на Западе, которая вынуждает принимать решения в максимально короткие сроки. Между тем исследования экономистов доказывают: чересчур быстрые решения, как правило, приводят к тому, что мы выбираем не самый лучший вариант. Даже те, кто в обычной жизни всегда проявляет здравый рационализм, допускают серьезные ошибки. 

Идти в магазин и покупать тот же набор товаров, что и все, нас толкает боязнь, в конце концов, оказаться неправыми. 

Однако стадный инстинкт может в итоге привести к неприятным последствиям не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества. Наглядным будет пример с банками. В условиях кризиса, эпидемии или другой непредвиденной ситуации люди бегут туда и массово снимают деньги со счетов, что приводит к банкротству финансового учреждения. Если рассуждать здраво, то снимать деньги со счетов не стоит. Однако если этого не сделать, то есть риск вообще никогда их не получить, потому что другие его могут и без вас разорить. 

— Стала популярной услуга доставки товаров на дом. Есть разница между покупками онлайн и офлайн?

— Да. В офлайне мы меньше внимания уделяем самим деньгам. Переход от купюр к цифрам на экране лишает нас ощущения материальной потери. Поэтому для нас траты происходят чуть менее заметно.

Кроме того, экономисты уже начали высказывать мнение о том, что если сейчас мы начнем совершать еще больше покупок не выходя из дому, то это может в целом сказаться на покупательских предпочтениях. В сети меньше возможностей навязать нам то, что не нужно. А вот в офлайн-супермаркетах даже расположение стеллажей с товаром работает на то, чтобы вы пришли на кассу с наибольшим количеством позиций в корзине. 

В какую сторону будут меняться наши предпочтения, предугадать сложно. Но некоторые эксперты справедливо полагают, что повысится спрос на товары для дома и стройматериалы для ремонта. В условиях так называемой самоизоляции многие по-новому взглянут на собственное жилище.

— Могут ли сложившиеся обстоятельства пойти на пользу нашим кошелькам? Ведь мы теперь стараемся реже ходить по магазинам и, стало быть, должны более обдуманно подходить к денежным тратам.

— Не обязательно. Импульсивных покупок, вызванных внезапными желаниями, действительно становится меньше. Зато их место занимают покупки, которые призваны заглушить внутреннюю тревогу. 

Часто люди берут только самое необходимое, но при этом — в больших объемах. Хорошо, если после того как ситуация стабилизируется, они воспользуются своими запасами, а не просто выбросят их за ненадобностью. 

— Музеи мира устраивают экскурсии, а музыканты — концерты в режиме реального времени. Виртуальная сфера бурно развивается. К чему это ведет?

— Безусловно, средства, которые мы тратили на одни развлечения, теперь уйдут на другие. Сейчас открываются дополнительные возможности в сфере досуга. Останутся ли они с нами, когда вирус отступит, — покажет время. 

— Что стоит учитывать и как себя вести, чтобы после того как все закончится, не пожалеть о необдуманных тратах?

— Совет один: откладывайте принятие решений о покупках, особенно крупных. Просто давайте себе время, достаточно 72 часов. Это правило позволит избежать ненужных трат и сделает поведение более рациональным. Что, несомненно, нужно в любое время.

В ТЕМУ 

Сфера развлечений уходит в интернет. Театры, музеи и концертные площадки мирового уровня организовывают мероприятия без зрителей в залах, но с бесплатными трансляциями в сети. Так, нью-йоркская Metropolitan Opera в ближайшие дни дает на своем сайте Вагнера, а на портале Венской оперы можно послушать произведения Пуччини и Моцарта. Большой театр в Москве 29 марта устроит показ балета «Ромео и Джульетта». 

Если высокое искусство не по душе, можно вдоволь насладиться свежими сериалами и кино в хорошем качестве совершенно бесплатно. Большинство онлайн-платформ дают бесплатный доступ по «говорящим» промокодам — POKAVSEDOMA, SIDIMDOMA, STAYHOME и т. д.

Есть заманчивые перспективы и для книголюбов: многие сервисы для чтения в сети открыли свои хранилища до конца апреля. Если на ту или иную книгу у вас не хватало времени или просто было жалко денег — сейчас самое время засесть за нее. 

Отечественные учреждения культуры к нововведениям пока только присматриваются. Первопроходцем в освоении экскурсий в режиме реального времени стал Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова. Там до конца апреля каждую среду в 15.00 будет работать онлайн-лекторий по музейным экспозициям. Прямые трансляции можно смотреть в инстаграм. 

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter