
Да, он очень похож на свои стихи, ставшие народными песнями, и на прозу, сложенную из веских, всем понятных слов. Глядишь на такого Якуба Коласа и вспоминаешь строчки, мелодии начинают звучать. Даже глуховатый голос поэта слышишь...
Не сразу получился этот знаковый и хрестоматийный портрет. Путь к нему был долгим. Первую попытку запечатлеть великого современника художник сделал в 1952 году. Он писал Якуба Коласа в рабочем кабинете за столом. Академик позировал молодому художнику, еще студенту, в костюме: пиджак застегнут на все пуговицы, на груди ордена, медали и даже депутатский значок. Когда тот портрет был завершен, Якуб Колас посмотрел и коротко сказал: “Занадта суровы...”
И следующий портрет, написанный через несколько лет, не стал шедевром. Художник еще не был готов, образ великого сына белорусской земли не сложился.
В 1967 году все сошлось воедино. Кажется, что художник будущую работу увидел, может, она приснилась ему, а потом он лишь быстро перенес все на полотно. Портрет сделала законченным самодельная рама из досочек с узорами и цветами. Говорят, многие упрекали художника столь скромной рамой. Но прошло пятьдесят лет, и эти наивные и будничные доски срослись с изображением Якуба Коласа, как старинный, почерневший оклад с древней иконой.
Портрет великого поэта — одна из жемчужин коллекции нашего Национального художественного музея.