Есть ли у яблоков шанс докатиться до покупателя и сохраниться до весны

Попасть бы в яблочко

Сады наши сплошь усыпаны разноцветными плодами на любой вкус: сладкие, кисло-сладкие или просто с легкой кислинкой. Заработать на них не прочь общественный сектор, хозяева частных подворий и фермеры. Остаться в плюсе хотят и переработчики плодов. Торговля — а как же без нее? Зарабатывайте на здоровье, главное, чтобы сочный фрукт не стал для участников процесса яблоком раздора.   


Многие помнят, как ворвались в наши магазины фрукты из заморских стран. Красивые, откалиброванные, на фоне наших с червоточинками они с непривычки вызывали чуть ли не благоговение. Затем, разобравшись, мы  начали вяло сетовать на фрукты, которые вообще не гниют. А наши садоводы рассказывали про временные трудности, объясняя, почему не получается сохранить урожай до весны. Удастся ли в этом году? Хватит ли нам хранилищ, а переработчикам — мощностей?

Пока ситуация странная: урожай своих яблок хорош, даже более чем, а на прилавках наших плодов пока скудновато. В супермаркетах по-прежнему навощенные голландские и вездесущие польские. Та же картинка и в магазинах шаговой доступности. Бросается в глаза, что чужеземцы занимают удобные полки — аккурат на уровне глаз покупателей, а наши на уровне колена и ниже. На мой вопрос продавец одного из магазинов быстро находит ответ. В сезон импортные яблоки покупают неохотно и поштучно, а белорусские берут килограммами, приходится постоянно их подсыпать на полку. Тяжеловато.

По оценкам Минсельхозпрода, в этом году фермеры и сельхозорганизации ожидают получить порядка 147 тысяч тонн плодов и ягод, что на 26 процентов больше уровня неурожайного 2017-го.  Из них яблок до 130 тысяч тонн.  Действительно, урожай рекордный: пару лет назад собирали чуть более 100 тысяч тонн плодов и ягод вместе взятых. И это значит, Госпрограмма «Плодоводство» приносит свои плоды. Подробности — у заведующей сектором по производству картофеля и плодоовощной продукции управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяны Гуменюк:

— Вступили в плодоношение молодые сады, и объемы производства плодов и ягод ежегодно наращиваются. Урожайность увеличилась в сравнении с 2010 годом на 22,1 центнера с гектара. Наиболее интенсивно развивается плодоводство в Брестской, Гродненской и Минской областях, которые поставляют  порядка 80 процентов от общего объема производства по республике. В крестьянских (фермерских) хозяйствах производство плодов и ягод выросло с 0,7 тысячи тонн в 2005 году до 49,5 тысячи — в 2017-м. Это в 70 раз больше, да и урожайность увеличилась. Большой плюс дает население: из почти 99 тысяч гектаров промышленных садов нет и 40 тысяч.

К словам специалиста добавлю, что на 28 августа только фермерские хозяйства и жители Минщины сдали в заготовительные пункты уже более 4 тысяч тонн яблок. Причем не только опавших, но и товарных. Закупочные цены на опады в каждом регионе разные: от 4 до 7 копеек. Например, в Минской и Могилевской областях в среднем принимают по 5 копеек за кило. Хронические скептики эти цены называют не иначе как благотворительностью. Однако давайте прикинем, сколько денег может выручить любая среднестатистическая бабушка со своего сада того же возраста? Средняя яблоня может дать в среднем 300 килограммов за сезон. Умножаем на 5 копеек и получаем доход только с одного дерева порядка 15 рублей. Как правило, у каждого дома не менее 10 деревьев. Так кто откажется в буквальном смысле поднять с земли 150 рублей?

За товарные яблоки поздних сортов заготовители будут платить в разы больше — около 40—50 копеек. В отличие от опада, который используется в виноделии, они пойдут в торговую сеть и будут конкурировать с импортными. Еще одна часть фруктов — на более глубокую переработку.

Однако вопрос: как фермерам и сельхозпредприятиям выгодно продать все это яблочное богатство, заработать, а излишки сохранить? С сохранностью, судя по всему, все неплохо: в среднем ежегодно собираем 103—105 тысяч тонн яблок, а емкость специализированных хранилищ 102,6 тысячи тонн. Да и на оснащенность жаловаться не приходится: многие с регулируемым микроклиматом.

Как и куда сбывать излишки — это  для садоводов больная тема. Ежегодно около 22 тысяч тонн урожая закладывается в стабилизационный фонд. Остальное на реализацию и переработку. Перерабатывающие предприятия закупают более 100 тысяч тонн плодово-ягодной продукции. Конкретно яблоки нужны для виноделия и производства консервов. В первом случае производственные мощности 40 предприятий — 177 тысяч тонн в сезон. В этом году намерены заготовить 90,2 тысячи тонн сырья — почти 140 процентов к уровню прошлого года. Предприятия осваивают производство новых видов продукции в области плодового виноделия — фруктово-ягодных натуральных вин без добавления спирта, плодовых марочных, кальвадоса, фруктовых дистиллятов.

Консервная отрасль закупает яблоки для производства соков и нектаров, повидла и джемов, детского питания и прочих видов продукции. Мощности по их производству имеются в трех десятках организаций, которые производят порядка 620 миллионов условных банок продукции при потребности внутреннего рынка 600—650. Кстати, эта продукция пользуется спросом и за рубежом: в 2017 году экспортировали около 20 процентов от объема производства.

Хозяйства в среднем отправляют на переработку порядка 30 процентов урожая. Но здесь прибыль невелика. Рентабельность саду обеспечивают продажи только товарного яблока. Того самого, которое по виду не отличишь от польского. В основном их выращивают фермеры, но и они до сих пор не могут прорваться в наши торговые сети. Почему? Продавцы шепотом делятся, что покупать импортные яблоки сетевикам выгоднее: они дороже и более лежкие. А магазины шаговой доступности не могут приобретать фрукты сразу большими объемами. Здесь стратегия другая — малыми партиями, но часто.

Увы, я об этом слышу не первый год. И также не первый год предлагается неплохой выход, который почему-то фермерами игнорируется. Зачем придумывать велосипед? Возьмите на заметку опыт Евросоюза. В Польше и Голландии создаются торгово-производственные кооперации, которые берут на себя все организационные вопросы. Понимая вкусы и предпочтения потребителя,  заказывают производству нужные сорта в нужном количестве. С продажей проблем не возникает. Они же отвечают за хранение и логистику, налаживают систему поставок продукции. Занимаются рекламой и защитой интересов  фермеров  у себя и за рубежом. У нас, как водится, все держится на личных контактах.

Потому многие белорусские производители стараются побольше отгружать  продукции в Россию. Даже тогда, когда цены складываются далеко не премиальные. В Минсельхозпроде настаивают, чтобы в магазинах наравне с той продукцией, которая завозится торговыми сетями, была и своя, белорусская. Сегодня она качественная и доступная по цене. Надо расшевелить торговые сети, чтобы они активно и вплотную работали с сельхозпредприятиями различной формы собственности, и свежая витаминная продукция сразу из сада поступала в магазин. Не надо нам заморских, когда свои, и не хуже, есть. Ведь омолаживают и оздоравливают только натуральные «правильные» яблоки. Те, которые изменили мир: одним соблазнили Еву, другим ударили по голове Ньютона, а третьим вдохновили Стива Джобса. Так что если яблоко правильное —  полезен бывает даже его огрызок.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter