От чего зависит ремонт дорог

Полоса препятствий

Легко ли подлатать асфальт? Наши корреспонденты посмотрели, как идет этот процесс, и поговорили со специалистами о новых технологиях в этом деле.

Карта готова к заливке

Столичный проспект Газеты «Звязда». Рядом с остановкой общественного транспорта образовались колея и две небольшие ямы. Пока рабочие предприятия «Ремавтодор Московского района г. Минска» разгружают технику, необходимую для ремонта, старший мастер участка по ремонту дорожных покрытий Павел Радынов рассказывает, что у городских служб есть четкое разделение, какое из подразделений занимается ямами на конкретном месте: 

— Улицы и проспекты числятся за нами, а дворы — сфера ЖКХ. 

Проезжает грузовик со щетками, сметает крупный мусор и щебень. Один из рабочих подвозит пилу для нарезки так называемой карты. 

— Сейчас мы будем выполнять ямочный ремонт покрытия проезжей части литыми асфальтобетонными смесями. Это временная мера, так как мелкозернистый асфальтобетон можно применять, если на улице держится температура больше пяти градусов. Пока ночи морозные, поэтому работаем с литым асфальтом, — отмечает специалист. 

— Сколько продержится такая латка?

— Может, и больше года. Все зависит от интенсивности движения. Но на данном участке улицы ходит довольно много транспорта, нагрузка на дорожное покрытие большая. Поэтому, как только начнется жара, на месте проведенного ямочного ремонта может возникнуть колея.

Когда карта, вырезанная на месте ямы, готова, проводится уборка мусора и воды с помощью воздуходувки. При этом вода и мусор удаляются полностью, так как это необходимо для надежного сцепления уложенной смеси с существующим покрытием. 

Через специальный лоток асфальт подается в нарезанную карту. Затем состав выравнивается лопатами и гладилками. Напоследок, перед окончательным застыванием, карта посыпается мелким щебнем для лучшего сцепления с дорогой, чтобы автомобиль не заносило при торможении на участках с различным коэффициентом трения. Литой асфальт имеет более гладкую поверхность и меньший коэффициент сцепления.

Заместитель директора по строительству дорожно-эксплуатационного коммунального унитарного предприятия «Ремавтодор Московского района г. Минска» Дмитрий Дубровский отмечает следующее:

— Самые страшные враги для дорог — вода и мороз. Вода, попавшая на дорожное покрытие, с понижением температуры до минуса замерзает и разрушает его. В прошлом году было гораздо больше ям, чем в этом, так как температурный фон сильно колебался.

Глубина пять сантиметров уже критична

Службы Горремавтодора Мингорисполкома ежедневно мониторят ситуацию в городе. В первую очередь ремонтируют наиболее глубокие ямы.

— Критической считается выбоина глубиной пять сантиметров и шириной метр. Но основной показатель — глубина, — говорит Павел Радынов.

В общей сложности дорожники в столице уже отремонтировали в этом году больше 30 тысяч квадратных метров покрытия, где были ямы. По сравнению с прошлым годом объем работ уменьшился на 35 %.

— Сначала мы уделяем внимание магистральным и районным распределительным улицам с интенсивным движением транспорта, а также МКАД, — отмечает заместитель генерального директора предприятия «Горремавтодор Мингорисполкома» Татьяна Сусекова

После проспекта Газеты «Звязда» дорожники едут на новую точку. По словам главного мастера, работает бригада сейчас до шести вечера. 

— Вообще, сезон дорожно-строительных работ начинается с апреля. А с января по март выполняются работы по обеспечению безопасности дорожного движения в части устранения дефектов дорожного покрытия в виде ямочности, — рассказывает Павел Радынов.

Есть срок давности 

В Белорусском дорожном научно-исследовательском институте занимаются созданием конструкций, устойчивых к современным транспортным нагрузкам, а также разрабатывают новые материалы для строительства. Начальник дорожного управления Николай Радьков говорит вот что: 

— Средний срок эксплуатации по городу Минску —  10—12 лет. Это магистрали. Загородные дороги будут делиться в зависимости от покрытия: цементобетонное или асфальтобетонное. Мы недавно проводили обследование и выяснили, что дороги с цементобетонным покрытием, которым уже по 40 лет, в удовлетворительном состоянии. 

Что касается асфальта, его срок службы — до 20 лет. Николай Васильевич отмечает, что по международным технологиям через три-четыре года дорожное покрытие после ввода в эксплуатацию должно покрываться защитным слоем. Это может быть либо поверхностная обработка, либо пропиточные составы, либо холодные литые асфальтобетонные смеси.

Временные «пломбы» изымаются

Одна из последних разработок специалистов БелдорНИИ — пропиточные составы, которые консервируют мелкие трещины. 

— Наиболее предпочтительный способ избежать ям — нанесение защитных слоев, — объясняет Николай Васильевич. — У нас 70 % асфальтобетонных дорог срок эксплуатации изжили, у них надо срезать покрытие и устанавливать новый слой. 

По словам специалиста, лучше всего, когда яма заделывается тем же составом асфальтобетона, из которого сделано и покрытие. Но здесь важно учитывать погодные условия. Иногда приходится прибегать к временным мерам. А с наступлением благоприятного периода «пломба» будет изыматься, и все переделают как надо. 

— Многое упирается в финансовые ресурсы. Наши дороги остались в нормальном состоянии благодаря тому, что в 1990—2000-х годах на них нанесли защитные слои. У пропиточных составов максимальный срок службы — два сезона, дорога с поверхностной обработкой может эксплуатироваться до четырех лет. Холодные литые асфальтобетонные смеси самые дорогие, но и срок службы у них дольше — до пяти лет. Они постепенно будут изнашиваться, но комфортность проезда останется. Потом ими можно перекрывать еще раз покрытие.


Александр Головнев, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций: 

— Ежегодно значительно увеличиваются объемы ямочного ремонта. Причина не в технологиях, а в межремонтных строках. Например, самое сложное состояние сейчас у дорог на выходах из Минска.

В стране принята программа «Дороги Беларуси» на 2021—2025 годы. Особенность программы в том, что мы отходим от нового строительства дорог и сосредотачиваемся на ремонте покрытий. Исключение составит строительство дорог обхода вокруг крупных городов, чтобы снять транзитную нагрузку. 

В ТЕМУ

Общая протяженность автомобильных дорог Беларуси — 86 тысяч километров. Из них 87 % — дороги с твердым покрытием. По плотности на тысячу квадратных километров площади в республике приходится 364 километра автодорог. Этот показатель самый высокий из всех стран бывшего Советского Союза и сопоставим с европейским.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter