Эдуард Ханок и второй том его воспоминаний «То ли еще было… Исповедь композитора-песенника»

По закону творческих волн

Легенда советской музыки народный артист Беларуси Эдуард Ханок, известный народу песнями «Потолок ледяной», «То ли еще будет», «Малиновка», «Завіруха», «А я лягу-прылягу» и многими другими, еще и книги пишет. В основном автобиографические, мемуарные. Недавно издан второй том воспоминаний «То ли еще было…», который сам автор позиционирует как «исповедь композитора-песенника», а в нем — рассуждения о личных успехах и переживаниях, размышления о природе творчества, воспоминания о детстве, юности, зрелости и… старости. Именно так называет Эдуард Ханок свой нынешний период жизни. А зря. Не приходит эта пора к артисту, песни которого у всех на слуху. Пока они звучат и являются национальным достоянием, годы можно не считать.

Эдуард Ханок.
 
Но я думаю, что в этом Эдуард Семенович поспорил бы со мной, ссылаясь на собственный, им самим выведенный закон творческих волн, который, по мнению композитора, работает четко и без сбоев. И он гласит: «Траектория линии основных этапов творческой жизни имеет форму волн с ярко обозначенными пятью фазами: точка отрыва, подъем, пик, спад, остаточный «волновой след».

Любимая максима мэтра: со сцены уходить нужно вовремя. С карьерой композитора-песенника Эдуард Ханок «завязал», но именно в старости, как говорит автор, довел до логического конца наблюдения за самим собой и коллегами по эстрадному цеху. «Из истории известно, что многие открытия делали люди других профессий, как, например, моряк Жуковский — автор первого в мире самолета, или самоучка Ползунов — автор первого в мире парового двигателя, а то и простой учитель Циолковский, благодаря которому мы сегодня осваиваем космос. А самоучка Кулибин?!» — рассуждает Эдуард Ханок. Дальше и другие убедительные примеры, среди которых художник Леонардо да Винчи — инженер-архитектор по профессии. Впрочем, композитор исследует близкую ему тему — природу творчества:
«Надеюсь, что и обо мне когда-нибудь напишут: «Он не только открыл миру закон творческих волн и сформулировал новое направление в мировой науке, но и писал неплохие песни», — откровенничает автор.
40 лет назад Александр Тиханович и ансамбль «Верасы» спели хит Эдуарда Ханка «Завiруха» на телефестивале «Песня-82».
Он сделал 30 волнограмм, где проанализировал этапы жизни известных эстрадных исполнителей. И везде этот закон как «кирпичик», из которого состоят все творческие профессии, подтверждается.

Эдуард Ханок в книге-исповеди тепло отзывается о Бресте, почетным жителем которого стал. Там он провел детство и окончил школу. В его песне, посвященной городу над Бугом, есть такие слова: «Хоть в Казахстане я рожден, но Белоруссией взращен. И потому считаю я, что это Родина моя».

Эдуард Ханок объясняет, почему старшее поколение не принимает песни своих детей: да просто потому, что в этой музыке заложена иная энергетика! Пойте песни внуков, призывает композитор, будете и здоровее, и бодрее. Сам он, кстати, это делает легко и с охотой — это подтвердит любой, кто хоть раз бывал на встречах мэтра с молодежью.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter