Почитатели таланта режиссера Виталия Четверикова отметят в августе 90-летие со дня его рождения

Пламя его души

Советский режиссер народный артист БССР Виталий Четвериков был мастером самобытного таланта и удивительной самоотдачи. Его художественные и документальные фильмы «Руины стреляют…», «Казнен в 41-м», «Пламя», «Затишье», «Черная береза», «Время-не-ждет», «Сад» и другие разные по настроению и стилю, но их объединяют мастерство, целостность замысла, интерес к внутреннему миру человека. 16 августа исполнится 90 лет со дня рождения режиссера.

Фото из архива «СБ»

Ученик Козинцева

Виталий Четвериков родился 16 августа 1933 года в Алма-Ате (ныне Алматы). В 1949—1952 годах учился в Саратовском военно-морском подготовительном училище и Ленинградском высшем военно-морском училище имени Ленинского комсомола. С 1962 года работал режиссером на киностудии «Беларусьфильм». В 1963-м окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую легендарного Григория Козинцева, который дал путевку в профессию многим талантам. Среди его учеников — Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий, Вениамин Дорман, Илья Авербах и другие.

«Мать Виталия не раз рассказывала, как в годы войны его, мальчишку, постоянно снимали с эшелонов, направлявшихся на фронт, — вспоминала супруга режиссера Жаннета Петровна. — Отец же был причастен к созданию знаменитой Панфиловской дивизии и погиб при обороне Москвы. Возможно, героическое имя отца и защитило Виталия от неприятностей, когда его, курсанта Нахимовского училища, отправили в Москву на смотр художественной самодеятельности, а он рванул во ВГИК и поступил на актерский факультет. Через два года во ВГИКе Григорий Михайлович Козинцев предложил ему перейти на режиссерский факультет».

В начале пути Четвериков снял музыкальную кинокомедию «Саша-Сашенька», в которой сыграли совсем молодые Наталья Селезнева и Лев Прыгунов. Получившийся результат режиссера не совсем устраивал. Фильм критиковали и коллеги. Когда картина была практически готова, худсовет решил заменить Валерия Золотухина на Льва Прыгунова, роль Владимира Высоцкого сократили до крошечного эпизода, озвучив чужим голосом даже песню в исполнении его героя. Не было Высоцкого и в титрах. Наталья Селезнева тоже говорила в картине не своим голосом.

Тем не менее именно Четверикову Петр Машеров доверил создание шестисерийного телефильма «Руины стреляют…», рассказывающего о Минском подполье и его героях. Картина сыграла не последнюю роль в присвоении Минску звания «Город-герой». До этого режиссер снял документальный фильм-расследование «Казнен в 41-м» по сценарию журналиста Вячеслава Морозова. Вместе с фильмами «79-я весна» и «Мне хотелось рассказать» эта лента составляет документальную военную трилогию режиссера.

«Руины стреляют...».

Трудный путь на экран

В портфеле «Беларусьфильма» лежали десятки сценариев-заявок о борьбе подпольщиков. Книга Ивана Новикова «Руины стреляют в упор» пришлась Четверикову по душе, однако на сценарий многосерийного фильма не тянула. Его надо было доработать, но автор не согласился. Режиссер трудился в архивах, ездил в экспедиции по Беларуси, пригласил писателя Ивана Чигринова, чтобы соединить материал в единое целое. Полученный сценарий пришлось сокращать.

Главных героев сыграли Игорь Ледогоров и Светлана Коркошко. Были приглашены еще несколько человек из Москвы и Прибалтики. Белорусские актеры Августин Милованов, Мария Захаревич, Геннадий Гарбук, Павел Кормунин и другие были заняты в основном в ролях второго плана.

Фильм сняли в рекордно короткие сроки — за год. В Минске на Немиге снимали лишь массовые сцены. В основном работали в Калининграде и на болотах в Витебской области. Жили прямо в лесу. «Съемки были очень сложными: актеры проваливались по шею в болото, часами находились на улице в тридцатиградусный мороз. Но муж умел находить общий язык с людьми, поэтому никто не роптал», — рассказывала супруга режиссера.

Бюро ЦК КПБ и сам Машеров фильм одобрили, однако в Москве работу оценили не очень высоко и даже положили на полку. Но когда картину посмотрел Брежнев, сразу начали собирать документы на присвоение Минску звания «Город-герой». В 1974-м справедливость была восстановлена — белорусской столице его присвоили, в том же году режиссер получил Государственную премию БССР.

Военная тема не отпускала

«Пламя».
Следующей работой Четверикова стал фильм «Пламя», в основу сюжета которого легли реальные события, происходившие в мае 1944 года на территории Беларуси. Картина была удостоена главного приза на 8-м Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе.

Позже Виталий Павлович работал над военной драмой «Черная береза», во время съемок которой перенес первый инфаркт. Лейтенанта Красной армии Андрея Хмару сыграл молодой, но узнаваемый зрителями московский актер Евгений Карельских. У него уже были работы в популярных фильмах «Следствие ведут знатоки», «Вечный зов». Татьяну, возлюбленную лейтенанта, сыграла Ирина Алферова. Роль досталась ей не сразу — сначала в образ Татьяны вживалась Ирина Резникова, часть эпизодов сняли с ней. Сцены с Резниковой переснимали заново с Алферовой. На роль доктора Антонины Ивановны режиссер утвердил актрису и документалиста Джемму Фирсову, которая на момент съемок была главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов в Госкино СССР.

Классический подход

«Затишье».
Есть в режиссерском портфеле Виталия Четверикова и экранизации классики — «Время-не-ждет» по роману Джека Лондона и «Затишье» по повести Ивана Тургенева. Режиссер хорошо передал дух бунтарской прозы Джека Лондона, а главную роль в романтической истории исполнил любимец публики Юозас Будрайтис.

По словам очевидцев, за сценарий фильма «Затишье», написанный Евгением Григорьевым, на киностудии шла настоящая борьба. Реализовал его Четвериков. К слову, за следующий сценарий — экранизацию романа Тургенева «Отцы и дети» — Григорьев получил Государственную премию СССР.
Аристарх Ливанов неоднократно называл свою роль в фильме Четверикова самой важной в своей карьере: «Выше всего ставлю работу в картине «Затишье». У меня ролей, кажется, сто десять, а может, больше… Самая любимая, пожалуй, главная, — роль Владимира Сергеевича Астахова в сериале «Затишье» по Тургеневу. Только тогда произошли определенные открытия. И самого себя, и Тургенева, и персонажа».

«Сад» памяти

По воспоминаниям супруги режиссера, сценарий драмы «Сад», попавший в руки Виталию Павловичу, был словно о его детстве. К этому времени он пережил три инфаркта, болел, но упустить возможность снять картину про послевоенное время и детский дом не мог. На съемочную площадку ездил с пакетом лекарств. Фильм снимали в 1982 году в Наровле на берегу Припяти. Четвериков успел отснять материал, но заниматься озвучкой ему, к сожалению, уже не довелось — 26 августа 1983-го, спустя всего десять дней после 50-летия, его не стало.

Династия продолжается

Дмитрий Четвериков. Игорь Четвериков.
Дело Виталия Четверикова сегодня продолжают его сыновья: Олег — на телевидении в качестве режиссера и продюсера, а Игорь, выпускник мастерской Виктора Турова, снимает фильмы — он режиссер картин «Три талера», «Тень самурая», «Правила геймера» и многих других. Внук Дмитрий тоже пошел по творческой стезе — учится организации кинотелепроизводства на факультете экранных искусств Белорусской государственной академии искусств. Мечтает снять сериал.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter