Пирог с брусникой

После войны подарки Ангелины Колобущенко стали для однополчан реликвиями

После войны подарки Ангелины Колобущенко стали для однополчан фронтовыми реликвиями

Как-то смотрела документальный фильм о наших воинах-интернационалистах в Афганистане. Особенно запомнился один эпизод. Война, смерть, грязь и кровь, а солдаты с такой теплотой рассказывают о том, как их повар наладил выпечку булочек в полевых условиях. Представляю, какие там были булочки! Но ребята так истосковались по дому и маминым пирогам, что и эти незамысловатые хлебобулочные изделия способны были вызвать у них умиление…

Эта история каждому по-своему близка и понятна. Особенно, наверное, с этим согласятся участники Великой Отечественной войны. Фронтовая кухня, как известно, разнообразием блюд и напитков не отличалась. Очень мягко сказано. Вдали от дома, не зная, что ждет впереди, фронтовики, измученные боями физически и морально, трепетно относились ко всему, что могло напомнить им мирную жизнь. Одним из таких маленьких огоньков домашнего очага для взвода управления 2-го дивизиона 1082-го зенитно-артиллерийского полка стала красноармеец Ангелина Колобущенко, юный водитель фронтовой полуторки…

До войны Ангелина сначала жила в Минске у тетки, которая за­брала ее к себе из деревни в качестве няньки для детей. Условием для проживания девочки в семье было только одно: обязанности по дому не должны мешать ее учебе в вечерней школе. Обещание свое тетка не выполнила, за­грузив добровольную помощницу работой, но зато она, отменная кулинарка, научила юную няньку хорошо готовить. Особенно различные пироги стали удаваться Ангелине. Разве могла она тогда подумать, что эта теткина школа так пригодится ей потом на фронте?..

Получив водительские права в Бузулуке Оренбургской области, беженка Ангелина Колобущенко настояла, чтобы ее призвали в ряды Красной армии. В апреле 1942 года она уже была в Сталинграде. Вместе с полком девушка обороняла город, затем часть перебросили на Северный фронт. Пейзаж в Заполярье, под Мурманском, который охранял от немцев 1082-й зенитно-артиллерийский полк, – сопки и болота, погода переменчивая, пасмурная. Зато сколько брусники! И тогда Ангелина вспомнила свое довоенное увлечение.

Во время фронтового затишья бойцы на моторной лодке переправлялись на остров в Финском заливе, где было особенно много ягод. Набирали несколько мешков. Но как перебрать столько брусники? Замучаешься. Придумали так: поставили несколько досок под наклоном, покрыли их солдатским одеялом и стали потихоньку сыпать ягоды с высокого конца. Чистая брусника падала прямо в бочки, сор оставался на одеяле, которое периодически стряхивали. Потом витаминную продукцию залили водой из реки Нивки. Вот и начинка для пирогов готова: моченая брусника!

Вторая задача Ангелины – выпросить у старшины муки, которую возили аж из Ростовской области. Но кто ж откажет симпатичной, хорошей девушке?

И пусть не так часто, конечно, как хотелось бы, но к праздникам и дням рождения сослуживцев Ангелина всегда пекла фронтовой пирог с брусникой. Стоит ли говорить, какая это была радость на фронте!

Потом красноармеец Колобущенко даже немного пожалела о том, что так опрометчиво раскрыла свои таланты. Теперь, что ни праздник, повар Жора требовал у командира, чтобы ее назначали дежурить по кухне. Кому понравится? Тем не менее баловать своих однополчан пирогами и другими приготовленными по-домашнему блюдами девушка продолжала. Такая уж у нее душа – нараспашку…

Когда старшина выдал Ангелине фланель, она стала к дням рождения друзей готовить «фирменные» подарки. Шила подушечки-думки, затем украшала их вышивкой – алыми тюльпанами с синими листьями. Почему так? Где на фронте (да и где бы то ни было в то время!) брать цветные нитки? За отсутствием мулине девушка распустила свой единственный цивильный шарфик, который был соткан из красных и синих ниток. Но разве это важно, что цветы всегда алые, а листья почему-то «блакiтные»? Важно было то, что, прижав к щеке эту думочку, любовно и втайне вышитую хорошим другом, каждый боец или девушка-фронтовичка будто дома побывали. Теплая она, эта подушечка, и нежная, как руки матери или любимой женщины.

Потом Ангелина Колобущенко, взявшая после замужества фамилию мужа – Меркулова, узнала, что некоторые из однополчан сумели сохранить ее подарки и после войны. Теперь это сродни фронтовым реликвиям…

Ангелина Стефановна беспокойный, деятельный человек. После войны она постаралась разыскать своих сослуживцев: переписывались, встречались. Сегодня она со светлой улыбкой вспоминает, что к праздникам получала до сотни писем и поздравительных открыток от однополчан. Но поток по понятным причинам иссяк – беспощадное время. Но те, кто сегодня живы, никогда не забудут ни свою Ангелину, ни ее пирогов с брусникой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter