Песнь Жостова

Союз художников России. «Огонь столепестковой розы»Когда о каком-нибудь месте говорим «райский уголок», то, как правило, имеем в виду красоту его, а не иные щедроты. И не эта ли подспудная тяга к прекрасному заставляет человека, хотя бы в крупицах, воссоздавать этот навсегда утраченный им рай?

Каждый видит его по-своему, и человек чуткий обязательно различит его сияние в фантастических букетах, расцветающих на жостовских подносах. На подлинных, разумеется, ибо подделывают их в невероятных количествах, но каждый настоящий поднос уникален. Это авторская работа, с подписью мастера. Как на картине.
Цветы на жостовских подносах – как живые. Кажется, что они выплывают из темных глубин. А рождаются они так. Сначала мастер только силуэты цветов и листьев на фон наносит, потом прозрачными красками жизни своим цветам придает, затем светлые места прописывает с помощью белил, дальше – блики и тени, и только потом он наносит узор, соединяющий все цветы в один сказочный «букет». Каждый слой наносится отдельно, высушивается и только потом наносится следующий. На один поднос может и несколько месяцев уйти!
История жостовского промысла уходит корнями в последнюю четверть XVIII века. Только расписывали тогда не только подносы, а еще и шкатулки, портсигары, футляры для перчаток и спичечницы, табакерки и пудреницы, изготовленные из папье-маше. И сюжетами служили жанровые сценки – летящие тройки, купеческие чаепития, сельская идиллия. Когда после войны 1812 года начали отстраиваться подмосковные усадьбы, в этих краях и листовое железо появилось. А вместе с ним и подносы уральские, цветами расписанные и особым лаком покрытые, без которого на металле роспись не держалась. Вот жостовские мастера-то уральский опыт и позаимствовали. Подносы из железа были не в пример прочнее, да и спрос на такой товар был – в Москве не только церквей, но и трактиров сорок сороков было. 
Вообще-то жостовский промысел чудом уцелел. Были у него черные времена, когда в 20-30-х годах прошлого века советское искусство ратовало за реализм, «политическую грамотность» и «гражданственность».
А какая гражданственность у цветов?! В 50-е за планом гнались, авторскую работу пытались на поток поставить. В 90-е чуть вообще все не погибло. Тут уж и впрямь людям не до райских цветов было. А сейчас Жостово снова и в цене, и в моде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter