Павел Лазовик — о том, за что белорусов любят во всем мире и почему голос нашей страны не стоит недооценивать

Павел Лазовик: «Все больше иностранцев хотят дружить, сотрудничать и побывать в Беларуси»

В субботу, 1 февраля, «Беларусь 24» отмечает юбилей — 20 лет в эфире. Все эти годы команда первого и единственного государственного телеканала с круглосуточным спутниковым вещанием знакомит мир с историей Беларуси, ее ключевыми медийными персонами, а также следит вместе с аудиторией за актуальными новостями. Главную миссию «Беларусь 24» директор Павел Лазовик формулирует так: объективно, своевременно и достоверно информировать о событиях в Беларуси, особенностях нашей внутренней и внешней политики. Накануне большого юбилея мы поговорили с Павлом Вячеславовичем о том, за что белорусов любят во всем мире, как телеканал помогает иностранцам осуществить мечту и почему весомость голоса нашей страны на международных площадках не стоит недооценивать.


— Начнем с главной новости прошедшей недели: в выходные страна сделала свой выбор. Ожидаемый для вас?

— Абсолютно. Я даже не сомневался, что подавляющее большинство жителей Беларуси проголосует уверенно, осознанно, обдуманно и взвешенно. И выберут тот курс стабильности, развития и созидания, которым наша страна живет все годы своей независимости. Люди вновь избрали своим Президентом Александра Лукашенко, а значит, Беларусь по‑прежнему останется уголком мира, взаимопонимания и диалога. И конечно, в этом ключе коллектив телеканала «Беларусь 24» почувствовал огромную поддержку зрителей — через комментарии и мнения экспертов‑аналитиков из самых разных стран, которые были озвучены в наших программах и проектах. Мы увидели, как много друзей разделили выбор Беларуси и как много людей было вовлечено в это политическое событие.  
Понимая значимость Беларуси на мировой арене и весомость ее голоса на международных площадках, а также в различных интеграционных объединениях и в решении кризисных ситуаций, наши партнеры осознают, что тот выбор, который страна сделала 26 января, будет важен в том числе и для дальнейшего выстраивания внешнеполитических отношений.
— Можно сказать, что «Беларусь 24» выполняет еще и дипломатическую миссию? Ведь вы делаете, по сути, то же, что и МИД: открываете нашу страну для иностранцев.

— Так и есть. Недавно министр иностранных дел Максим Рыженков в интервью для зарубежного зрителя подчеркнул: миссия нашего телеканала сходна с той, которая лежит в основе работы внешнеполитического ведомства. Потому что «Беларусь 24» — это и есть голос нашей страны за рубежом. Например, мы рассказываем о том, как производят те или иные продукты, идущие на экспорт. Показываем людей, которые трудятся на фабриках и заводах, где выпускаются товары под маркой Made in Belarus. И если брать шире, мы действительно помогаем всему миру узнать, что за страна такая — Беларусь.

— Многие зрители помнят, что изначально телеканал назывался «Беларусь‑ТВ» и задача у него была совершенно другая: не дать забыть о своих корнях этническим белорусам, проживающим вдали от родины. Как вы пришли к тому, чтобы, помимо ностальгической составляющей, сконцентрировать внимание аудитории на информационно‑политическом вещании?

— Все просто: это было продиктовано временем. Учитывая безвизовые возможности и большой интерес к нашей стране иностранцев, которые выбирают Беларусь в качестве второго дома, а также места учебы или работы, мы решили, что зрителю из‑за рубежа важно доносить достоверную, правдивую и проверенную информацию о Беларуси.  
Сегодня информационно‑политическое вещание составляет львиную долю нашего контента. И это оправдано: в нынешние времена информационного противостояния, фейков и дезинформации, когда иностранцам навязывают чье‑то мнение о Беларуси, мы хотим рассказать им правду. 
Чтобы люди понимали: здесь нормальная жизнь, нормальные люди, все идет своим чередом. Это та миссия, на которой телеканал делает акцент. Если вернуться к электоральной кампании и выборам Президента, посмотрите, сколько экспертов, наблюдателей, политологов, журналистов и лидеров мнений к нам приехало. Они своими глазами увидели реальную Беларусь: у нас нет «дыктатуры», не страшно выйти на улицу, на полках магазинов широчайший ассортимент… И теперь, вернувшись на родину, они смогут уверенно выступить и заявить, что Беларусь — демократическое государство, где люди занимаются своими делами, ходят на работу, создают продукты, в качестве которых уверен весь мир. Все больше людей хотят дружить, сотрудничать, побывать в Беларуси и посмотреть, что это за страна.


— Среди главных новинок, которые появились в эфире «Беларусь 24» с вашим приходом на должность руководителя, — радиострим программы «Актуальны мiкрафон», выходящий в эфире Первого национального канала Белорусского радио. Но ведь такой проект, насколько помню, выходил еще на «Беларусь‑ТВ»…

— В качестве руководителя я работаю чуть больше года, хотя связан с телеканалом более десяти лет. В кабинете на стене висит диплом за победу в конкурсе на лучшее освещение деятельности Белорусской железной дороги. Так вот, получен он был именно за тот самый первый совместный проект «Беларусь‑ТВ» и Первого канала Белорусского радио. По тем временам это была очень прогрессивная, как бы сегодня сказали, коллаборация: симбиоз радио и телевидения. По сути, это и был прототип радиостримов, которые сегодня пользуются такой огромной популярностью. Считаю, что такой формат дискуссии, аналитики, авторского мнения и, что важно, с обратной связью с аудиторией действительно востребован и злободневен. Подчеркну, что мы даем «Актуальны мiкрафон» в тот же день, когда идет в прямом эфире программа на радио. Отклики радуют: зрители участвуют, присылают вопросы и комментарии, свои рассуждения по теме. Так что проект действительно стал украшением нашего эфира. Уверен, такой формат будет развиваться и дальше и наберет еще большую популярность. Взять телефон в руки и подключиться к стриму может любой желающий из любого места.

— Какими проектами на «Беларусь 24» сегодня особенно гордятся?

— Искренне отвечу, что каждым. Но особенно хотел бы отметить две программы. Во‑первых, это проект «Мастер‑класс: как это сделано», появившийся в Год качества и ему же посвященный. Мы придумали жанр, которого на отечественном телевидении еще не было, когда любой зритель телеканала может оказаться на любом белорусском предприятии и поучаствовать в мастер‑классах от специалистов. Обычно ведь как бывает: журналист едет на место, что‑то пробует, задает вопросы... А мы решили, что героями программы будут именно зрители. Поэтому, если кто‑то хочет узнать, как производятся популярные белорусские товары, — пожалуйста, пишите нам, присылайте заявки. В проекте «Мастер‑класс: как это сделано» мы показываем, что такое то самое настоящее белорусское качество. Вместе с героем наблюдаем за тем, как производят самосвалы, тракторы, лыжи, сыры, перчатки, холодильники… Фактически мы исполняем мечты! Многие герои признаются, что с детства мечтали увидеть, например, как делают сгущенку. Все выпуски «Мастер‑класса» очень смотрибельные, особенно в соцсетях.
Второй проект, которым горжусь, — это англоязычные новости о Беларуси. Речь идет о программе «90 секунд». Мы видим, что все больше иностранцев интересуются белорусской повесткой. 
Они могут включить «90 секунд» и в формате дайджеста узнать все о Беларуси на английском языке. Это позволяет нам охватить страны Европы, Латинской Америки и Азии — вижу в этом огромную перспективу. Кроме того, хочу отметить, что с 1 января сигнал международного спутникового телеканала «Беларусь 24» доступен жителям стран Африканского континента. Для трансляции сигнала в открытом доступе задействован отечественный спутник «Белинтерсат‑1». Что важно, зона покрытия телеканала охватывает территорию 39 стран Восточной, Центральной, Западной, а также частично Северной и Южной Африки — это даже не миллионы человек, а целый миллиард! Не зря Президент не раз говорил об Африканском континенте как крайне перспективном для сотрудничества. И теперь мы даем возможность жителям Африки узнать о нашей стране и о том, чем она живет, чуточку больше. Кроме того, в последние годы Беларусь активно выстраивает партнерство со странами ШОС и БРИКС. Интерес к Минску на внешнем контуре растет в разных частях земного шара, поэтому в планах у нас — и новые направления вещания в 2025 году. Так, совсем скоро телеканал «Беларусь 24» смогут увидеть зрители Индии, Китая и стран Юго‑Восточной Азии.
Особым сюрпризом для зрителей в день рождения «Беларусь 24» станут поздравления от звезд, популярных медийных личностей и партнеров телеканала.
leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter