Первый заместитель гендиректора компании по развитию индустриального парка «Великий камень» рассказывает военную историю своей семьи

От судьбы не убежишь

«Анечка, при виде этого фото, я знаю, ты будешь вспоминать то время, когда мы были вместе с тобой. Хотя сейчас в разлуке, но знай, не верь и не слушай никого, кто попытается словами разлучить нас с тобой. Помни, что это расстояние временно…» Это часть трогательного послания на обратной стороне черно-белой фотографии. На лицевой — молодой лейтенант Михаил Фильчаков и его возлюбленная Анна. Сегодня военную историю своей семьи вспоминает первый заместитель генерального директора компании по развитию индустриального парка «Великий камень» Кирилл КОРОТЕЕВ.

Фото Сергея ЛОЗЮКА

То, что молодожены Михаил и Анна Фильчаковы после войны остались жить в Беларуси, чистая случайность. Точнее, не так. Причиной тому — чувство долга и сострадания. Собираясь в 1946 году после свадьбы на Кавказ — родину Михаила Ефимовича, пара заехала в Могилев. Оказалось, что трое братьев Анны в войну погибли, дом был разрушен, в живых остались их вдовы и дети. Будущие дедушка и бабушка Кирилла Коротеева поняли, что просто так уехать не могут. И начали жизнь с нуля, с чистого листа. Отстроили своими руками дом, потом родили трех дочерей. Маленький Кирилл много времени провел в том доме и не раз слышал от деда военные ис-тории. Михаил Ефимович обладал удивительным жизнелюбием и чувством юмора, поэтому все его рассказы о страшной войне не казались ужасами, а были похожи, скорее, на приключенческий кинофильм. Череда необъяснимых событий, совпадений и пересечений делает сегодня эту историю поистине удивительной. Но обо всем по порядку.

Бойся воды, будешь тонуть


Дедушка по материнской линии Михаил Фильчаков родился на Кавказе, в селе Малая Джалга в Ставрополье. В конце мая 41-го  его призвали в армию. А 22 июня, в день своего 20-летия, Михаил, находясь ночью в карауле, впервые увидел в небе незнакомые самолеты с крестами. Он даже не успел понять, что началась война. Позже юноша попал в 55-й отдельный саперный батальон, в составе которого воевал на Юго-Западном и Кавказском фронтах. В 1943 году прошел курсы младших лейтенантов и служил на Втором Украинском фронте.

Орден Красной Звезды дед Кирилла Коротеева (слева) получил в 22 года.

Незадолго до памятных событий, за которые Михаил впоследствии получит  орден Красной Звезды, он встретился со старым цыганом, жившим в таборе неподалеку от места дислокации.

— Цыган гадал почти всем солдатам. Удивительно, но он старался никому не говорить ничего плохого. Как-то поддерживал моральный дух бойцов, ободрял их, говорил, что все будет хорошо, — пересказывает семейную историю Кирилл Коротеев. — И только дедушке он сказал: «Бойся воды, будешь тонуть. Но если не утонешь, доживешь до 67 лет». Не знаю, поверил ли дед тогда в эти слова, но то, что после произошедшего он вспоминал их не раз, это факт.

А дальше было вот что. В ноябре 43-го началось форсирование западного берега Днепра. В лодке Михаила Фильчакова — командира стрелкового взвода 933-го стрелкового полка 254-й стрелковой дивизии 52-й армии — находилось 32 человека. Во время артобстрела противника снаряд попал прямо в лодку. Выжили только двое, один из них — совсем не умевший плавать Михаил. Чудом выбравшись на берег, он собрал оставшихся бойцов. О том, что было дальше, написано в наградном листе:


«13 ноября 1943 года младший лейтенант Фильчаков в числе первых со своим взводом переправился на западный берег Днепра, под покровом ночи бесшумно достиг переднего края вражеской обороны и первый с криком ура ворвался во вражеские траншеи. Завязался рукопашный бой, из которого т. Фильчаков вышел победителем, заняв вражеские траншеи, уничтожив со взводом 22 фашиста, вывел из строя пулемет противника и подбил гранатами 81-миллиметровый миномет. Лично в данном бою т. Фильчаков уничтожил 5 фашистов».

Михаилу Фильчакову в то время было всего 22 года.

От любви не спрячешься


После ранений, полученных в знаменитом штурме, юный Фильчаков попал в 433-й военный госпиталь, где провел более трех месяцев. Одной из медсестер хирургического отделения была Анна Чупыркина —  его будущая жена, родом из деревни Светиловичи Белыничского района Могилевской области. Правда, тогда молодые об этом еще не знали. Их следующая встреча состоялась год спустя: госпиталь базировался уже под Верхнеднепровском, куда с очередным ранением в легкое попал Михаил. После второй встречи молодые люди начали переписываться и обмениваться фотографиями. Подписывали их очень трогательно. Михаил Фильчаков писал своей возлюбленной: «Анечка, при виде этого фото, я знаю, ты будешь вспоминать то время, когда мы были вместе с тобой. Хотя сейчас в разлуке, но знай, не верь и не слушай никого, кто попытается словами разлучить нас с тобой. Помни, что это расстояние временно. И пройдет то время, мы встретимся и все только вспомним». Третий раз Фильчаков попал в военный госпиталь в 45-м в венгерском городе Дюла. Каково же было его удивление, когда в хирургическом отделении он снова встретил Анну!

1944 год, Михаил ФИЛЬЧАКОВ (слева) с товарищем.

  — В тот момент дед понял, что от любви не убежишь, а судьбу испытывать не стоит. И принял решение остаться с возлюбленной, стал интендантом — это военнослужащий, ведающий хозснабжением. А потом пришла победа. Расписались мои бабушка и дедушка в феврале 1946 года где-то в Украине.

Чудес и удивительных событий в жизни Михаила Ефимовича во время войны было немало. Орден Красной Звезды ему вручал генерал-лейтенант Константин Аполлонович Коротеев — впоследствии генерал-полковник, Герой Советского Союза. Он был дальним родственником отца Кирилла Коротеева.

— На войне каждый день происходило что-то необычное. Дедушка о многих вещах не говорил, а если рассказывал что-то — делал это всегда с юмором, так, что нам было совсем не страшно. Удивительно, как часто он был на волосок от смерти, но оставался жив… Три раза в своей жизни он попадал практически под прямые снаряды и выходил невредимым. Об одном из случаев дед Михаил вспоминал так: они с друзьями мылись в бане недалеко от воинской части. Во время налета снаряд попал прямо в здание бани. Дед пришел в себя через некоторое время, на расстоянии, полностью голый. А на месте бани осталась только воронка. Впрочем, такие вещи тогда воспринимались как обыденность.

Умер Михаил Ефимович в 1989 году от рака легкого, того самого, которое было ранено в войну. Ему было 67 лет, как и предсказал когда-то цыган.

КСТАТИ 

Если раньше приемными родителями в нашей стране становились в подавляющем большинстве люди без опыта воспитания детей, то сейчас ситуация поменялась — бездетные усыновители составляют 60—65% от всех приемных родителей. А треть усыновителей — это те, у кого есть свои биологические дети либо усыновленные ранее.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter