Минск
-2 oC
USD: 2.6
EUR: 2.88

Какая методология борьбы с фейками наиболее жизнеспособна

Опасное собрание сочинений

Распространение фейковых новостей в современном медиа-пространстве ставит перед обществом новые злободневные вопросы по поводу того, как эффективнее противостоять им. Взывать к совести и морали мало что даст, уверены одни, нужно действовать решительными мерами и штрафовать «инфоразносчиков». Другие считают, что фейки остановят не штрафы, а популяризация нравственных ценностей, серьезный разговор об ответственности человека за свои поступки и действия. Что думают наши эксперты?

pixabay.com
Действовать нужно сегодня

Существуют правила дорожного движения, которые все должны соблюдать, потому что от них зависят не только твоя жизнь и твое здоровье, но и жизнь и здоровье других людей. И тот, кто нарушает эти правила, несет соответствующее наказание. Я как и все обычные люди несколько раз платил штраф за нарушение правил дорожного движения. И считаю, что это справедливо. В отношении фейков должно быть то же самое, иначе мы в них утонем. За распространение недостоверной информации нужно вводить штрафы, потому что прежняя человеческая мораль, как мы видим, сегодня уже не работает. Человек моральный никогда не будет сочинять или распространять ложь, как не будет запускать в чужой компьютер вредоносный вирус. Общество и институты власти должны выработать такие меры, чтобы этим просто было неповадно заниматься.

Сталкиваются с фейками сегодня и обычные читатели, и многие известные люди. Если ты на виду — готовься к фейкам в свой адрес. Я всегда стараюсь, когда слышу негативную информацию о ком или о чем бы то ни было, проверить ее на правдивость, прежде чем с кем-то делиться, стараюсь ее проанализировать.

Фейк — те же сплетни, и они существовали всегда. Интерес к сплетням заложен в природе человека, в нем живет любопытство. Но современные информационные технологии придали этому явлению огромный масштаб. Увы, зачастую люди с фейковой психологией чувствуют себя безнаказанно и беззаботно, а этого быть не должно.

Раньше, до прихода интернета, глупостей было меньше, их просто не пропускали. А сейчас ты соединил два рифмующихся между собой слова и можешь называть себя поэтом. Написал несусветную чушь и можешь считать себя блогером. Сказал, что через два дня наступит конец света, и ты уже пророк. Хотя бы на эти два дня. Но за все надо отвечать. И пока Господь с нас потребует ответа за все наши действия, человек должен за свои поступки и слова отвечать перед обществом. Для этого необходимы четкие, ясные и вразумительные законы, которые должны исполнять все без исключения.

Мы видим, что никакие уговоры в современном обществе не работают. Распространители фейков становятся все циничнее. Уговаривать человека, который испытывает от своей деструктивной деятельности удовольствие, бесполезно. Кто-то любит сам себя фотографировать и бесконечно размещать свои фотографии в соцсетях. И он не поймет, если вы скажете ему, что делать это чересчур часто неэтично. Современный человек должен знать, что, если он делает что-то непозволительное в медиапространстве, распространяет информацию, не соответствующую действительности или порочащую кого-то, он рискует кошельком.

Сегодня иногда приходится слышать недостоверную информацию о героическом прошлом Беларуси, а прошлое себя сегодня защитить не может. Значит, его должны защитить мы. Фейк становится все более коварным и изобретательным, он хочет казаться правдой и поэтому часто подкреплен красивой цитатой или цифрой. Его не сразу можно распознать. Выходит, мы тоже должны сегодня больше читать и знать.

Противостоять файкам надо не в отдаленной, а в самой ближайшей перспективе. Нам надо учиться бороться с ними. Мы живем в новой информационной реальности. Один мой герой в давней пьесе говорил: «Веревка не виновата, если человек из нее сделал себе петлю».

Алексей Дударев, драматург

Идет глобальная борьба за человека

Христианские ценности и нравственные законы для меня выше законов юридических. Главный нравственный закон должен находиться внутри человека. По-моему, сейчас самая важная задача искусства — спасти человека от самого себя. От зла, которое в нем рождается, от стремления к ненависти, неприязни, уничтожению ближнего своего и самоуничтожению. Речь ведь сегодня идет, по большому счету, не только о фейках, а о спасении духовности, спасении нравственности. И отделаться только плетью или кнутом, мне кажется, нереально.

Когда начинаешь говорить об этом, выглядишь в определенной степени наивным в глазах других. Наивно верить в добро, справедливость и любовь в мире, где властвует мамона. Фейки — это производное этого мира, где царит дух стяжательства, соревнования и опережения, где толпа все время рвется к чему-то вперед. Где не замечают рядом бегущего, а порой просто затаптывают его.

Я недавно читал статью о певице Юлии Началовой, которая ушла из жизни. С какой обидой ее отец пишет о том, что похоронить ее пришла огромная толпа, но в этой толпе было чрезвычайно много людей, которые лгали в свое время о ней, а потом Юлия стала для них кумиром. В этом есть какая-то патология… От собственного несовершенства, своей неспособности и душевной тупости человек хочет приравнять всех остальных к себе, поставить рядом или даже ниже себя. Вместо того чтобы прилагать усилия для достижения в своей жизни чего-то важного и серьезного собственными силами. И знаю точно, что штрафы и другие юридические меры воздействия таких людей не остановят. Они будут снова и снова это делать, с ними надо серьезно разговаривать через искусство и духовные примеры, обращаться к глубинным и потаенным струнам души.

К сожалению, ложь и зло не всегда возвращаются человеку бумерангом в этой жизни. Знаю, что люди, которые ведут себя таким образом, абсолютно в этом смысле спокойны. Я поставил пьесу «Волки и овцы» и встретил там у одного из персонажей такую характеристику: «Я научилась у нее наглости, которая у ханжей идет за простоту и откровенность». Сейчас это тоже стало такой формой общения. Человек делает вид, что он абсолютно искренен с тобой, но говорит тебе в лицо мерзости и гадости, считая, что это и есть та самая простота и откровенность.

Искусство никогда никого ничему не научило, но оно способно заставить размышлять, и кто-то, в конце концов, может, задумается о себе и своих поступках.
Оно не исправит людей, это не пенитенциарное учреждение, но может пробудить чувства долга и ответственности за свою семью и страну. Сегодня у меня есть ощущение кульминации тысячелетней борьбы за нравственность человека. Мы живем в особый исторический период. Это абсолютно точно. Сейчас тот самый пик, когда все должно решиться.

Фейковые новости, страхи и ужасы обольстительны. Они будоражат человека, когда он сидит в теплом кресле и читает, что где-то там творится что-то безобразное, это щекочет нервы, заставляет вздрагивать и думать, что тебя это касается.

Я достаточно патриотично настроенный человек, и фейковые новости о Беларуси меня всегда огорчают. Обидно, когда говорят непристойности о стране, когда этими разговорами нарушаются наши многовековые духовные связи. Когда наши соседи начинают говорить о Беларуси как о стране-придатке или стране, лишенной национальных признаков и национальной культуры. Для меня это по-настоящему обидно. Беларусь — страна по-настоящему высокой европейской культуры. И наш народ неоднократно демонстрировал удивительное мужество, оказываясь посреди бесконечных войн, которые прокатывались через нашу территорию. Мы выдержали все испытания, заплатив очень высокую цену. Что может быть величественнее этого? Мы сохранили свою страну и свою нацию. Тот, кто будет помнить об этом, никогда не станет распространять фейки в сети.

Александр Ефремов, народный артист Беларуси, художественный руководитель Театра-студии киноактера

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...