Не поддаваться эмоциям: холодный анализ новостей — эффективный инструмент против фейков

Информационный бронежилет

В прошлом веке меня учили: газета живет один день. В нашей реальности стремительных коммуникаций новость сохраняет актуальность несколько часов, а потом либо умирает, либо становится частью нашей жизни. Но этот закон не должен быть справедлив для фейков, поскольку в их основе ложь. Да, она может быть привлекательна своим эмоционально настроенным ядром, но она не должна становиться частью нашей жизни и влиять на наши решения. Поэтому так важна борьба с фейками.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Живое слово. К людям надо идти. У нас управляемая страна, мы можем достучаться до каждого. Прийти и опровергнуть то, что они увидят (в своих смартфонах. — Прим. ред.). В это поле переходит борьба. Там и политика, и финансы. Все будет там. И выборы, и невыборы. Поэтому нам надо готовиться здесь работать.

Во время встречи с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, 13 февраля 2024 года.

Верю — не верю

Информационная война и противодействие в киберпространстве стало отдельным видом боевых действий. Эпатажные блогеры, увлеченные активисты, бескомпромиссные общественники и другие энергичные участники информационного пространства нередко становятся солдатами (и жертвами) этой информационной мясорубки.  
Руководят этими «инфобригадами» (как и в классических сражениях) военачальники с большими звездами, совершенно незаметные для «пушечного мяса». Собственно говоря, акторы на передовой зачастую и не знают, что ими командуют и управляют. Так устроена невидимая война, что многие ее действия происходят незаметно, с широчайшим размахом использования людей «втемную».
И многие информационные потоки и повестки не появляются случайно. А являются спланированной, отработанной, отрепетированной кибератакой (иногда многоуровневой), которая происходит по всем законам воинского искусства в нужное время и в нужном месте.

Так было в достопамятном 2020 году, когда на сегмент байнета обрушился вал фотографий «синих ляжек», выбитых зубов и множество других историй, рвущих душу. Которые на поверку оказались выдуманными. Иногда самым грубым и незамысловатым образом. Но информационная лавина заполнила социальные сети и каналы коммуникации. И давила на психику. Ведь такие атаки разрабатывают специально обученные, изощренные люди, с весьма непростым бэкграундом. Именно они планируют такие операции, а их проводниками становятся эмоционально неустойчивые «пешки» в других странах.

Собственно говоря, Штаты давно поставили задачу добиться (и надо сказать, в какой‑то степени преуспели в этом) превосходства в информационном пространстве. И действуют в этом направлении методично. И недаром самые крупные социальные сети уходят корнями именно в Северную Америку. 

Поэтому любое политическое событие в той или иной степени сопровождается информационно. Прежде всего электоральные кампании. Давайте вспомним недавние события. Когда в Беларуси стали формироваться территориальные избирательные комиссии, сразу пошел целый вал негатива про сферу образования. Вполне неслучайное совпадение — ведь в эти комиссии входит много учителей. Весьма незамысловатый буллинг. Только не персональный, а отраслевой.

Сейчас, в период агитации, новый этап психологической атаки — в фокусе оказались кандидаты в депутаты. И в декларациях покопаются, и про домочадцев туману напустят. Или вот еще один из примеров — почти уже эпическая история о развалинах фермы хозяйства, руководитель которого баллотируется. На поверку яркий графический материал оказался «консервой»: отснят давным‑давно. Буренки уже давно живут в новых стойлах и ощущают себя вполне счастливыми. Вброс незамысловатый. И на первый взгляд не очень значимый.  
Но и в информационной войне есть и разведка, и проверка боем. А на это направление «мировым гегемоном» выделяются очень большие средства. Их надо осваивать. Поэтому инфопространство все больше насыщается разнообразными ложными данными. И новые технологии автоматизируют и роботизируют этот процесс. Последний «писк моды» нейросети. Процесс совершенствования «информационного меча» в самом разгаре.
Да, справедливости ради надо отметить: одновременно разрабатывается и защитное оружие. Но подлый стилет ложной информации пока, судя по всему, находит уязвимые места в доспехах. Впрочем, даже теоретически зачистить инфопространство от «дезы» достаточно сложно. А практически — невозможно. Поэтому у каждого из нас всегда есть вероятность столкнуться с фейками. Такова реальность. И нужно учиться противостоять лжи и манипуляциям.

Информационная диета

Некоторые эксперты и в шутку, и в значительной степени всерьез советуют во время значимых событий если не полностью отключиться от информационного пространства, то хотя бы «сесть на диету». Говоря проще, неделю‑другую посещать исключительно официальные сайты, в достоверности которых нет никаких сомнений.
А если совершенно невозможно отказаться от социальных сетей и видеохостингов, то даже от самых хитрых и технически совершенных дипфейков можно уберечься, соблюдая несложные, но эффективные правила безопасности.
Время — самый важный фактор эффективности информационной атаки. А вирусной новость делает эмоциональная составляющая. Она должна создавать у пользователя шоковый эффект, который отключает логическую функцию сознания. Дипфейки не действуют на людей, которые не подвержены моментальной чувствительности. Это не значит, что необходимо превращаться в чурбана, когда включаешь гаджет. Просто нужно себя настраивать на уравновешенную реакцию на самые, казалось бы, душераздирающие события, которые мы можем в этой сети увидеть (а можем и не увидеть). И не спешить с оценками.

КСТАТИ

В 1991 году в США создан Центр информационной стратегии и политики для изучения возможностей информационных технологий в конфликтах XXI века. С 1994‑го в Америке регулярно проводятся официальные научные конференции по информационной войне с участием представителей высшего военно‑политического руководства страны. В июне 1995‑го Национальный университет обороны в Вашингтоне осуществил выпуск первой группы специалистов в области информационной войны. В целом в Штатах действуют десятки различных структур, которые занимаются разными аспектами достижения превосходства США в киберпространстве. Совокупные бюджеты этих организаций измеряются миллиардами долларов.

В ТЕМУ

Петр Петровский, член научно‑экспертного совета при ЦИК:

— Электоральная кампания — очень уязвимое с точки зрения информационного масштаба время для государства, так как именно тогда формируются соответствующие органы власти. Понятно, что различные силы готовятся, чтобы воздействовать на общественные процессы, на кандидатов, а впоследствии и на итоги электоральной кампании. Мы можем вспомнить технологии «цветных революций», буллинг‑модели, когда происходят давление на кандидатов и представителей органов государственного управления, дискриминация в целом электоральной кампании, попытки делегитимизации ее итогов. Сегодня сделать полностью стерильным информационное пространство нельзя, невозможно и, в принципе, не нужно. Необходимо делать ставку на повышение гражданских компетенций граждан.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter