Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Замечаний к владельцам все меньше». Как проверяют аттракционы перед началом нового сезона

Обойдемся без сюрпризов, или Второй шанс для «Колобка»

Пленку снять, сиденья вымыть, узлы смазать – и все, можно продавать билеты и катать посетителей… Примерно так представляют процесс подготовки аттракционов к новому сезону большинство любителей «ракушек» и «американских горок».

Но на практике все гораздо сложнее. Перед запуском каждая карусель проходит несколько проверок – мы насчитали минимум пять. Как это происходит? Кто контролирует частные луна-парки? И как сложилась судьба аттракционов, засветившихся в рубрике «Происшествия»? Корреспонденты «Знаменки» разбирались в вопросе.

Рисунок Анатолия Щеголева
Проверка длиной в полгода

К новому сезону (а в большинстве областных городов он стартовал на прошлой неделе) карусели начинают готовить еще с конца сентября, посвящает в технические тонкости Владимир Бабивский, главный инженер «Минскзеленстроя» – предприятия, которому принадлежат 56 аттракционов в четырех парках столицы:

– Именно в это время начинается процесс консервации – перевод аттракционов в нерабочее состояние. Пока качели, «самолетики» и «лошадки» зимуют, укутанные в пленку, в мастерских кипит работа: разбираются и ремонтируются узлы, агрегаты и приводы, обслуживаются двигатели.

В марте начинается обратный процесс, причем у каждого аттракциона расконсервация проходит по индивидуальному плану. После того как «горки», «молотки» и «ракушки» собраны, они проходят техническое обслуживание в объеме годового регламента. Далее на очереди – электрофизические измерения, техническое диагностирование и полное техническое освидетельствование. Последние два исследования проводит Госпромнадзор или предприятия, имеющие разрешение Гос­промнадзора. И только если все хорошо, в паспорте аттракциона появятся заветные слова – «допущен к эксплуатации».

Сколько живут «карнавалы» и «солнышки»

Госпромнадзор контролирует исправность аттракционов с 2009 года. Правда, не всех, а только потенциально опасных – их в Беларуси 245. Впрочем, за этим термином не скрывается ничего суперэкстремального: потенциально опасными считаются все карусели, которые развивают скорость больше пяти метров в секунду (для детских аттракционов – больше трех) или поднимают пассажиров на высоту от трех метров (для малышей – от двух). И неважно, что это за объект: ладья, находящаяся на балансе гос­предприятия, или центрифуга, ставшая главной фишкой гастролирующего луна-парка, – проверяются все. Правда, есть нюанс, обращает внимание замначальника управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Марина Федотова:

– Все аттракционы ежегодно перед началом сезона эксплуатации проходят периодическое техническое освидетельствование. А для передвижных аттракционов эта процедура обязательна после каждого монтажа на новом месте.

Особое внимание Госпромнадзор уделяет каруселям, которые эксплуатируются сверх установленного производителем срока службы, который, как правило, составляет семь-десять лет. Таких «пенсионеров» в стране немало – 57 процентов, приводит статистику Марина Леонидовна:

– Если обычно аттракционам достаточно пройти лишь техническое освидетельствование, то каруселям-«долгожителям» – еще и техническое диагностирование. И хотя для нового оборудования последнее исследование необязательное, многие владельцы делают и его, чтобы быть застрахованными от неприятных сюрпризов. В последние годы хозяева аттракционов стали более ответственными, дисциплинированными, замечаний к ним все меньше.

Не опасно ли пускать ребенка на «Американские горки», чей срок годности уже истек? Если оборудование получило допуск к эксплуатации, то нет, уверена Марина Федотова:

– У многих аттракционов запас прочности гораздо больше, чем указано в техпаспорте. В Беларуси еще работают карусели, изготовленные во времена СССР, например, Ейским заводом «Аттракцион».  Его «карнавалы», «солнышки», «автодромы» и «орбиты» успешно проходят проверку и сегодня.

В последние годы замечаний к аттракционам все меньше

Попали в новостные сводки

C тех пор как надзор за аттракционами начал осуществлять Госпромнадзор, количество ЧП, где бы фигурировали карусели, стремится к нулю. А ведь такие случаи были. В 2003 году в Бресте произошла трагедия: на четырехметровых «Американских горках», принадлежащих частному луна-парку, насмерть разбилась 21-летняя пассажирка. Поезд, в который она села, выбросило на проходящий рядом железный рельс, так что голова и грудная клетка девушки оказались зажатыми между ним и вагоном. А в июне 2005-го у гомельской карусели «Ромашка» оторвались и рухнули с высоты два сиденья. Пассажиры выжили, «отделавшись» переломами позвоночника и грудной клетки.

К счастью, в последние годы подобных происшествий не было. Из недавнего – прошлым летом у аттракциона «Колобок» в минском парке имени  Горького кабинка во время движения коснулась земли. Но дежурный вовремя заметил неисправность и остановил карусель.

Что происходит с аттракционами, засветившимися в рубрике «Происшествия»? Здесь нет универсального сценария, отвечает главный инженер «Минскзеленстроя» Владимир Бабивский:

– Если происходит инцидент, работа аттракциона приостанавливается до выяснения всех обстоятельств, проводится экспертиза, работает комиссия с участием представителей Гос­промнадзора. К примеру, в случае с «Колобком» причиной поломки стал заводской брак – вал, поддерживающий опорное колесо, не выдержал нагрузки. Производитель вину признал и заменил необходимые детали, а также внес некоторые изменения в конструкцию – и сейчас на «Колобке» можно прокатиться снова.

Принимает посетителей и горка «Джамбо джет» в парке Челюскинцев, о которой тоже писали в оперативной хронике: пару лет назад вагончик с людьми застрял на высоте трехэтажного дома.

– Как оказалось, дежурные нарушили правила эксплуатации аттракциона – загрузили поезд не полностью, так что вагону просто не хватило инерционной силы, и он остановился. Когда все выяснилось, «Джамбо джет» снова вернулся в строй. 

Почему парки аттракционов не работают по понедельникам?

Главный инженер «Минскзеленстроя» Владимир Бабивский:

– Помимо годовой технической проверки есть еще еженедельная, которую инженеры-механики проводят как раз по понедельникам – это самый непопулярный день у посетителей парков. Кроме того, каждое утро перед началом катания специалисты проверяют основные технические моменты, внося данные тестирования в чек-лист. Пока во всех полях не появятся положительные отметки, аттракцион работать не начнет.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter