Два года с начала реформы: насколько эффективной оказалась АИС «Расчет-ЖКУ»

Облако без штанов

Два года назад в ЖКХ изменилась система расчетно-справочных операций. Потребитель получил возможность оплачивать все услуги одним платежом через АИС «Расчет-ЖКУ». А система ЖКХ — возможность действенного управления. Но насколько эффективным на деле оказалось внедрение облачных технологий и какие сложности принес переходный период — об этом узнавала корреспондент «Р».

Фото из архива SB.BY

Специалист по коммунальным расчетам РСЦ № 4 Советского района Минска Наталья Гончар в этой программе работает уже второй год. И принципиальных отличий от прежнего программного обеспечения не видит. Один клик — и перед глазами все данные лицевого счета — количество прописанных человек, их возраст, нуждаемость в льготах и даже то, кто является законным хозяином квадратных метров. А еще программа мгновенно выдает неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги — список должников в ней фильтруется автоматически. О задолженности предупреждает надпись красного цвета на лицевом счете. Кстати, в базе «облачного» сервиса — данные на все 16 тысяч счетов, обслуживаемых расчетно-справочным центром.

Впрочем, внедрение новой системы в минских расчетных центрах для горожан принципиально ничего не изменило. Они и так оплачивали все жилищно-коммунальные услуги одним платежом. Это жителям других регионов приходилось по отдельности собирать в стопочку квитанции по оплате за водоснабжение, вывоз мусора, капремонт и другие услуги.

Преимущества новой программы наверняка увидели специалисты в регионах. Звоню в Жодино. Здесь обкатывался пилотный проект по внедрению АИС «Расчет-ЖКУ». В системе здесь работают с сентября 2015 года.

Новая программа позволяет избегать ошибок при начислении платы за жк-услуги.
Фото Артура ПРУПАСА

— Определенные трудности с самого начала были, — не скрывает главный экономист ГУП «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» Александр Изофатов. — Но в целом программа приносит положительный эффект.

От нововведения в первую очередь выиграли поставщики услуг. Сегодня автоматически производители услуг получают деньги напрямую от плательщика. Раньше деньги приходили на счета коммунальщиков, а те уже рассчитывались с поставщиками услуг. В основном за лифты и теплоснабжение, уточняет специалист. Не всегда деньги вовремя доходили до поставщика. Сегодня этой проблемы уже нет. Для потребителя услуг технически ничего не изменилось. Система платежей осталась прежней: все расчеты они получают в одной жировке.

Сегодня все организации системы ЖКХ перешли в единую систему. В НКФО «ЕРИП» уточнили — сейчас в ней почти 4,3 миллиона лицевых счетов. В том, что интеграция АИС «Расчет-ЖКУ» в ЕРИП — беспрецедентный проект, можно даже не сомневаться. Такой опыт первый на постсоветском пространстве. Только какой он? О каких результатах его внедрения мы можем говорить? Да, проект масштабный. Главное в нем — это возможность использовать единые стандарты и подходы, централизованные алгоритмы, которые позволяют максимально нивелировать человеческий фактор, а также избежать ошибок в начислениях за ЖКУ, уточняет начальник отдела биллинговых систем Игорь Прима.


Организации, работающие в АИС «Расчет-ЖКУ», не только начисляют жилищно-коммунальные услуги, распределяют поступившую плату поставщикам услуг, но и участвуют в процессе предоставления безналичных жилищных субсидий.

Проблемы с внедрением системы были, признаются специалисты. Так, техническое оснащение организаций и уровень квалификации специалистов были неоднородными. Также подключение к системе носило порой скачкообразный характер (часть организаций по различным причинам момент подключения оттягивали до последнего). Как следствие — процесс подключения не всегда носил плановый характер. Человеческий фактор тоже внес свою лепту. Бухгалтера на местах не хотели отказываться работать в уже знакомых программах. Впрочем, пик основных проблем и притирок уже прошел. Сейчас программой пользуются 203 организации, которые рассчитывают и начисляют плату за жилищно-коммунальные услуги. Это значит, что очень скоро можно будет подводить экономические итоги внедрения.

МНЕНИЕ

Ирина ЧЕРНЯВСКАЯ, председатель правления Союза ТС и ЖСПК:

— Расчет и начисление жилищно-коммунальных услуг в автоматизированной информационной системе «Расчет-ЖКУ» для товариществ собственников — услуга дорогая. И система приносит нам больше неудобств, чем пользы. Объясню почему.

Во-первых, ее использование увеличивает затраты на собственника. За одну назначенную услугу в лицевом счете нужно отдать 0,09 копейки. Это тариф НКФО «ЕРИП» за услуги расчетного обслуживания с использованием АИС «Расчет-ЖКУ». У нас 24 услуги. Вот и считайте. Если товарищество собственников или организация застройщиков заключили трехсторонний договор и обслуживаются в системе, то собственники оплачивают несколько услуг. Это комиссионное вознаграждение (вознаграждение банку 1% ЕРИП, раньше было до 2%) и вознаграждение РСЦ (вознаграждение расчетного агента от каждой услуги — 3,55%). Если сложить, в среднем получается 4,55%.

Приведу пример из сводной ведомости, полученной от РСЦ. Жилой дом на 140 лицевых счетов. В целом начисления в октябре в нем составили 10 800 рублей. Вознаграждение РСЦ — 383 рубля, банку — 108 рублей. Итого — 491 рубль. Дополнительно содержится штатная единица бухгалтера, которая финансируется за средства членов ТС и ОЗ. В регионах его зарплата — 180—200, в Минске — 400—500 рублей. В итоге сумма набегает приличная. А с каждого собственника это от 5,7 до 7,5 рубля в месяц.

Во-вторых, работа в автоматизированной системе создает нам убытки, которые не покрываются. Поставщики услуг не готовы на себя взять убытки в том размере, который отражается на финансовом состоянии ТС и ОЗ. Программа не позволяет вносить в счет-извещение членские либо дополнительные взносы, как трактует законодательство. В ней попросту нет такой строки. Хотя она, эта строка, подтверждается жилищным законодательством. Собственники принимают решение общего собрания о внесении строки в извещение. В случаях же разбирательств выясняется, что это незаконно. Противоречие налицо. Общее собрание также устанавливает размер и порядок внесения таких взносов. На них не нужны никакие дополнительные соглашения, ни договора. Мы работаем на основании устава. И с чем сталкиваемся? Дом потребил электроэнергию, например, на 100 рублей. По тарифу с жильцов мы взяли 80 рублей. Оставшиеся 20 включаем в допвзнос, размер которого собственник видит в своей жировке и покрывает убытки пропорционально доле общего имущества.

Сейчас непонятно, как производить полное возмещение фактически обоснованных затрат, тех же образовавшихся убытков, за счет какого финансирования? В этом вся дилемма. Получается, что дом, который целиком переходит в АИС, не может экономически обоснованно компенсировать свои затраты. Так мы пришли к двум жировкам. А это неправильно, обслуживание дополнительных лицевых счетов ведет к увеличению затрат, что опять-таки оплачивает собственник. Финансовая нагрузка на него растет.

КОМПЕТЕНТНО

Геннадий ТРУБИЛО, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства:

— До внедрения АИС «Расчет-ЖКУ» организации, начислявшие плату за жилищно-коммунальные услуги, использовали более чем 30 различных программных продуктов. Это приводило к систематическим ошибкам и нарушениям законодательства при начислении платы. Создание АИС «Расчет-ЖКУ» позволило усовершенствовать систему начислений, унифицировать сферу расчетов и начислений, усилить контроль за правильностью начислений платы за жилищно-коммунальные услуги по всей стране. С помощью АИС «Расчет-ЖКУ» нуждающимся гражданам предоставляют безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем, возникают вопросы по работе системы. Чтобы их урегулировать, создана рабочая группа, в которую входят представители Министерства ЖКХ, Национального банка, ОАО НКФО «ЕРИП», областных управлений и объединений жилищно-коммунального хозяйства, КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома».

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter