Ну, за здоровье!

Каков итог?
Каков итог?

Новация застала врасплох и хозяев здравниц, и их гостей, привыкших культурно коротать вечера в теплых компаниях за бокалом чего–нибудь горячительного. Теперь даже за пивом им придется побегать.

На главном курорте страны — Нарочи — пересуды не утихают. В недоумении отдыхающие, особенно из России и Украины: «Как так? Почему? Если мне позволяет желудок, если по случаю, то разве помешают 100 г вина?» В легком шоке работники местного общепита. Скажем, в баре санатория «Белая Русь» выручка упала втрое. Ну сколько дадут в кассу соки, чай, кофе и закуски? Не более 300 тысяч рублей в день, что с трудом покрывает текущие расходы. Даже барменов держать уже накладно. Нет, благие цели борьбы с «зеленым змием» здесь понимают и приветствуют. Только, считает инженер по снабжению пансионата «Нарочанский берег» Ольга Каврус, это не всегда выход. И дело даже не в том, что никаких пьяных дебошей и окопавшихся в барах компаний алкоголиков, как уверили корреспондента «СБ» во всех без исключения здравницах, здесь сроду не было. Кто хочет выпить — выход всегда найдет. Сходит за пару километров в кафе на пляже или в ресторан «Озерный» (другой вопрос: успеет ли он вернуться к положенным 23.00?). А то и просто прогуляется в магазин поселка. Только купит спиртного «пациент на отдыхе» уже с запасом, без наценки, стало быть, вдвое больше и, несмотря на все запреты, засядет в номере. Втихаря. Отпускники горько шутят: «Нас вынуждают пить не чарками — бутылками».

И тем не менее закон есть закон: постановлением Совета Министров розничная торговля любым спиртным, даже крепостью до 7 градусов, в лечебных учреждениях запрещена. По словам Николая Лукашевича, заместителя директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению населения, это в свое время вызвало немало споров: кто подпадает под категорию «лечебных»? Решили, что и оздоровительные учреждения. Вопрос «где ж это видано?» Николаю Борисовичу кажется некорректным: «В Трускавце, например, я тоже нигде не видел, чтобы алкогольные напитки продавались в санаториях, только в ресторанах». «И вообще, мы отвечаем за свою страну, на других не оглядываемся, — вторит ему и главный нарколог Минздрава Владимир Максимчук. — Министерство здравоохранения эту меру рекомендовало и считает ее одним из важных этапов профилактики пьянства и алкоголизма. И это, на мой взгляд, совершенно правильно. Приехал лечиться — лечись. Я сам был свидетелем, как из одного белорусского санатория отправили досрочно домой «злоупотреблявшего» отпускника. Вы сами подумайте: как может сочетаться алкоголь с понятием «лечебно–оздоровительное учреждение»?»

На стороне медиков — и результаты пресловутой «горбачевской» антиалкогольной кампании. Тогда, между прочим, гайки любителям Бахуса закрутили еще крепче: продажа спиртного была запрещена и вблизи производственных предприятий, и около строек, и в мелкорозничной торговой сети и т.д. Возлияния запрещались даже во время коллективного выезда трудящихся на отдых, а работать винно–водочные отделы начинали только с двух часов дня. Тогда тоже говорили об экономических потерях — не менее 120 млрд. рублей в год (в ценах середины 80–х гг.). Тоже жаловались на неудобства: так, в канун 1988 года в очереди к одному московскому винному магазину стояли 3 тысячи (!) человек. Контраргументом была медицинская статистика: на первых порах число умерших от причин, связанных с алкоголем, упало в 2,5 раза. Так и теперь. На одной чаше весов — ссылки на право выбора, на наши «славянские традиции», по которым, что греха таить, знакомиться, общаться, принимать гостей и вообще расслабляться на отдыхе принято с рюмкой в руке. На другой — прискорбный факт: в 2005 году на душу населения выпитого чистого алкоголя приходилось более чем вдвое больше по сравнению с 1990–м. И реально ли здесь соблюсти равновесие? Сейчас раздаются голоса, чтобы в бары санаториев вернуть хотя бы пиво и сухие вина. Но, быть может, выход в другом — в поиске частных инвесторов, которые компенсируют отдыхающим их тихие радости (опять–таки, в разумных пределах!) за дверями здравниц. Ведь ресторанов, кафе, баров на Нарочи буквально раз два — и обчелся. Выпить чаю с утра — целая проблема...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter