НА ПОВЕСТКЕ дня у парламентариев важный законопроект — Кодекс о культуре

Новациям Кодекса культработники аплодируют стоя

НА ПОВЕСТКЕ дня у парламентариев важный законопроект — Кодекс о культуре. Прежде он уже рассматривался (на осенней сессии Палаты представителей Национального собрания в декабре 2015 года), но был отправлен на доработку. Все это время проект активно обсуждался. Эксперты говорят даже, что аналогов ему в мире нет. Кодекс создают, чтобы упростить жизнь «игрокам» культурного поля Беларуси. А некоторые новации импонируют особенно.

Взять, к примеру, перспективу введения до трех штатных единиц в самодеятельные коллективы, которые получили статус народных и образцовых. Речь идет о бюджетных организациях культуры (на селе — это СДК и клубы), на чьих площадках работают указанные выше коллективы. Причем финансирование дополнительных штатных единиц ложится на бюджет либо изыскиваются другие финансовые источники, что тоже предусматривает законодательство.

Такому предложению, с моей точки зрения, культработники должны аплодировать стоя. Почему? Рассмотрим самую распространенную схему, когда на базе СДК создан любительский коллектив, впоследствии удостоенный звания «народный». Таких ансамблей в среднем несколько в каждом районе Беларуси. Художественный руководитель коллектива, выступающий зачастую и менеджером, и главным идейным вдохновителем творческого организма в одном лице, за свою работу получает зарплату. Но деньги в зависимости от благосостояния экономики каждого конкретного района, как правило, символические. Хорошо, если выходит в месяц несколько миллионов. Но рубль здесь даже постольку-поскольку.

Даже самый талантливый худрук, тянущий на своих плечах самодеятельность, не в состоянии физически делать абсолютно все сам. Есть, как правило, у него помощники — энтузиасты, кто помогает с подготовительной работой. Скажем, аккомпаниатор (а такие кадры в сельских клубах и домах культуры вообще сейчас в дефиците). Он же не только, условно говоря, сообразить «Катюшу» горазд, но и настройкой звукового оборудования перед выступлением занимается, вносит коррективы в исполнительские техники и так далее. Дилетанту в этой сфере делать особо нечего, а ансамбль обойтись без аккомпаниатора не может. Выход? Пригласить профессионала, который возьмет на себя кусок черновой работы. Делать это провинциальные музыканты готовы и, поверьте, за символические деньги. Культура на селе — это не коммерция, не шоу-бизнес, здесь многие работают за идею, отдавая себя целиком и полностью делу. Но вознаграждение, как и за любую работу, должно быть. Пусть это будет ставка с очень скромным окладом, зато спрос со специалиста всегда есть.

Активно обсуждается и еще одна тема из проекта Кодекса о культуре – нужно ли вносить нормы популяризации белорусского языка в обсуждаемый нормативно-правовой акт. Как на практике собираются внедрить этот механизм, говорить пока рано: Кодекс — документ программный, стратегический, в нем нет тактики. Да и что еще, казалось бы, тут мусолить? Мы сами, будучи частью демократической страны, где русский язык тоже государственный, выбираем, на каком языке изъясняться. Но очевидно одно: белорусский язык — часть национальной культуры. А выводы, исходя из статистики, несколько озадачивают. По данным последней переписи, «мову» родным языком считают 60 процентов соотечественников, но дома на нем разговаривает лишь 30 процентов респондентов. Львиная доля белорусов (70 процентов) предпочитает общаться на русском языке. Одним словом, возможно, парламентарии абсолютно резонно поднимают вопрос о раскрутке «мовы». Но ведь «пад прымусам» в таком деликатном деле не разобраться.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter