Незрячий музыкант из Гомеля делает инструменты из подручных материалов

Ноктюрн на флейте водопроводных труб

Играть можно с помощью перловки, картонных трубочек и банки из-под сельди. Это уже не первый год с успехом демонстрирует Дмитрий Геращенко. Обаятельный молодой человек руководит музыкальным театром-студией «ЛаЛаЛенд» Гомельского городского центра инклюзивной культуры. 

Звучат как одна нота

Птичьими трелями звучит самодельная флейта в руках Дмитрия, мерно переливается «песок» в «шуме ручья» у его жены Елены, гремит ударная установка, которой активно завладел их полуторагодовалый сын Давид. Более чем музыкальное пополнение подрастает, смеются взрослые. Их история любви немного из XIX века: познакомились, делая добрые дела, волонтеря в домах престарелых, танцевали вместе на балу для людей с ограничениями. И постепенно поняли, что развиваться должны в одном направлении. Дима так считает:

— Семья — это два человека, которые объединяют свои усилия, чтобы вместе делать что-то новое, помогать друг другу. Мы поняли, что друг без друга двигаться уже не можем.

Он с упоением рассказывает, как его супруга, кандидат наук, вузовский преподаватель, осваивает все новые и новые инструменты. Она как творческий необыкновенный человек мастерит по дому, делая и шкафы, и детские кроватки. А вместе они поют авторские песни про семью и любовь.

Не думаю, что любой человек на месте Димы нашел бы в себе силы построить такую гармоничную жизнь. Он родился в Терешковичах, деревушке в Гомельском районе. И от рождения видел максимум свет и лишь некоторые силуэты. Но творить призывала будто сама природа: птицы пели, река бурлила, скрипели в уключинах весла во время паводка. 

— На звуки я всегда реагировал хорошо. Мама и бабушка подарили мне маленький аккордеон. И наверное, мое предназначение было найдено.

Не по барабану

Дима захотел учиться музыке всерьез, но пришлось поуговаривать преподавателей и в музыкальной школе, и в колледже искусств. Педагогам приходилось вырабатывать нестандартный подход. Он учился на слух и овладел несколькими инструментами, хороший балл получил даже по дирижированию. Куратор удивлялась: «Ребята, которым все дано, не справляются, а ты так стараешься!»

Но просто воспроизводить звук оказалось мало. Дмитрий всегда испытывал уважение к инструментам, чинил и восстанавливал:

— А потом мне рассказали, что есть такой интересный инструмент кахон — ящик, по которому стучишь, будто по барабану. Он стоил тогда 100—150 рублей. Дорого. И тут я подумал, что смогу сделать его сам: это же просто ящик со струнами внутри.

Тот самый кахон и сейчас активный участник музыкальных выступлений, а с ним и десятки других уникальных самодельных инструментов. Начав, сложно остановиться, шутит мастер. Иногда инструменты делали из всего, что есть вокруг. Помогая Елене готовиться к эковыставке, Дима активно использовал вторичные ресурсы. Взять хотя бы посох «шум дождя». С виду и не поймешь, что это трубки из-под пищевой пленки, склеенные между собой, с деревянными перегородками. А внутри — перловка, горох и гречка.

О музыке и счастье

Есть в коллекции самодельных инструментов целая россыпь флейт. Маленькая поперечная флейта — обычный металлический карниз, в котором просверлены дырочки. На флейте побольше, созданной из сломанной трости для незрячих, Дима при нас азартно сыграл «Лявониху». А пан-флейта из металлопластиковых труб — это практически дословное воплощение строк Маяковского.

Есть у Димы киннор, заботливо выпиленный собственными руками, с орнаментом, который наносила творческая супруга. Одна из деталей самодельной жалейки — кусочек старой пластиковой карточки. Создал он белорусское банджо. Для акустики на деревянной основе используется... круглая жестяная банка из-под сельди. Лады из проволоки, а вот колки настоящие, но разношерстные, одолженные у разных инструментов. 

Главное же для музыканта — не просто создать, но и подарить необыкновенные звуки людям. На своих занятиях в «ЛаЛаЛенде» он работает с детками с аутизмом, вовлекая их в мир музыки. А вместе с Еленой они творят в коллективе «МироWay» — получаются глубокие программы исцеляющей музыки, которая будто настраивает чувства и эмоции слушателей.


И мечты у творческой семьи соответствующие.

— Мы мечтаем нести что-то положительное в общество своей музыкой, своим творчеством, — говорит Дима. — Хотим поделиться тем, что имеем.

— Хочется рассказывать людям о любви и созидании, — добавляет Елена. — Хочется защищать семейные ценности. Мы мечтаем жить в счастливом обществе, а значит, начинать надо со своей семьи.

Ручей из семечек, соли и перловки

Дима берет в руки круглый «бубен» — необычный «шум ручья». Волшебную нотку в музыкальной композиции создает его содержимое.

— Что внутри — целая история, в ней замешан сын Давид, — улыбается музыкант. — Когда Елена была беременна, мы покупали много арбузов, от них осталось огромное количество семечек. Я их высушил, добавил соль, перловку и засыпал внутрь. Знаете, как звучит ручей? Как арбузные семечки, соль и перловка!

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter