Никто не забыт

Вчера в Минске открыли памятный знак подпольщикам Маше Брускиной, Кириллу Трусу и Володе Щербацевичу

Вчера в Минске открыли памятный знак подпольщикам Маше Брускиной, Кириллу Трусу и Володе Щербацевичу


Многое уже сказано, многое написано, а имена молодых людей, отдавших жизнь за Родину, теперь навсегда увековечены. В среду в 11.00 у ворот дрожжевого завода на улице Октябрьской, 14 был торжественно открыт памятный знак в честь подвига белорусских подпольщиков. Показалось, что гул большого города на мгновение стих: минута молчания, отбивающие такт часы и сотни пар глаз, глядящих на строгий, но очень выразительный монумент... А потом к памятному знаку понесли цветы. Гвоздика — символ памяти...


О судьбе трех советских патриотов, казненных гитлеровцами 26 октября 1941 года, о долгих поисках и восстановлении исторической справедливости в отношении одной из подпольщиц — Маши Брускиной, незаслуженно забытой на родине, наша газета уже писала (номер от 30.06 с.г.). Тогда же всех неравнодушных мы пригласили на открытие мемориального знака. Почтить память героев пришло руководство Мингорисполкома, ветераны, а также представители дипломатического корпуса: Чрезвычайный и Полномочный Посол России Александр Суриков, Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ Гебхардт Вайс, временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур, Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Найджел Гулд–Дэвис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля Эдуард Шапира, послы Чехии, Сербии, Латвии и Литвы...


...Выступил на митинге–реквиеме ветеран Великой Отечественной войны полковник Василий Иванович Качалов, прошедший от Москвы до Праги. Выступили представители молодежи.


А среди тех, кто пришел на этот митинг и не скрывал слез, были и фронтовики, и узники нацизма, в том числе те, кто был с Машей Брускиной в гетто, кто был спасен белорусскими праведниками народов мира, потом сражался в партизанских отрядах. И вот довелось мне услышать любопытный разговор. Седая женщина, понятно, что много пережившая, говорила своей сверстнице: «Вот еще раз насчет Маши Брускиной. Как получилось, что и при Мазурове, и при Машерове, и при Шушкевиче, и при Кебиче начальники и «историки» так издевались над памятью этой девочки... Неужели «интернационалисты» и «демократы» вроде Машерова и Шушкевича не могли разобраться в столь простом вопросе? Почему не захотели восстановить справедливость? Почему вторично убивали Машу? Ведь девочка в свои 17 лет приняла мученическую смерть от рук фашистов... А вот Лукашенко — верен себе. Вник, не стал обращать внимания ни на кого, восстановил правду. Очень благородно это... Спасибо Александру Григорьевичу...» Женщины вытерли слезы и помолчали...


Меня очень впечатлил этот случайно подслушанный разговор.


Во время торжественного митинга главный редактор «СБ» Павел Якубович еще раз напомнил собравшимся об истории подпольщиков–антифашистов и о том, что увековечить память героев руководству города поручил Президент. Поручение выполнено. Искреннее спасибо почетному жителю Минска Михаилу Яковлевичу Павлову, главному архитектору города Виктору Дмитриевичу Никитину, заместителю председателя горисполкома Михаилу Сергеевичу Титенкову. А знак на улице Октябрьской, уверены, станет еще одним памятным местом в Минске, к которому не зарастет народная тропа.


Прямая речь


Николай Ладутько, исполняющий обязанности председателя Минского горисполкома:


— В Минске сотни улиц носят имена героев войны, подпольщиков. Город не забывает своей истории. Открытие памятного знака — продолжение традиций. Это событие, считаю, должно быть важным, в том числе и для молодых людей. В перспективе, вполне возможно, именами подпольщиков–героев будут названы и улицы Минска.


Василий Качалов, ветеран, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке:


— Для меня, старого солдата, прошедшего суровыми фронтовыми дорогами от Москвы до Праги, большая честь участвовать в открытии памятного знака. Это мероприятие еще раз говорит о том, что в Беларуси не забывают имена тех людей, которые ценой своей жизни боролись за свободу и независимость. Эти молодые ребята, зверски казненные нацистами, делали все, чтобы следующие поколения жили в свободной стране. У них получилось. Они погибли не зря.


Евгений Лебенгард, первый заместитель председателя союза ветеранов Второй мировой войны государства Израиль:


— С группой ветеранов войны мы приехали на праздник освобождения Беларуси. Меня очень тронул и обрадовал тот факт, что сегодня открывается памятник Маше Брускиной. Должен сказать, что в Израиле о ней помнят и знают. Вообще, между нашими государствами связь очень тесная. К примеру, в конце июня мы провели большую научно–практическую конференцию, посвященную операции «Багратион». Мы благодарны вашей стране за то, что помните о тех, кто воевал. От имени израильских ветеранов войны, в рядах которых 1.600 выходцев из Беларуси, кланяюсь вам за это.


Эрнст Трус, сын Кирилла Труса:


— Мучительно тяжело погружаться в то время, когда фашисты казнили моего отца. Мне тогда было всего четыре года. Отца я, к сожалению, не помню. Остались отрывочные воспоминания: первые бомбежки, вылетающие из окон стекла, большая комната в гестапо, обыск в доме после ареста отца, гитлеровцы, которые били мать по спине... Мама осталась одна в оккупированном городе с маленькими детьми на руках. Мы видели холод и голод, постоянно ощущали состояние тревоги. Каждый день ждали, что семью, как и тысячи других, отправят в концлагерь. Мама рассказывала, с какой радостью встречали горожане советские танки, которые освобождали Минск. После, когда выросли, каждый год приходили на площадь Победы. Иногда — сюда, на улицу Октябрьскую, где состоялась казнь. Сегодня мы не имеем права забывать тех, кто отдал свою жизнь за независимость. Ведь за нее сложили головы мой отец и его друзья.


Михаил Трейстер, председатель Белорусского общественного объединения бывших узников гетто и нацистских концлагерей:


— Есть такое выражение: награда нашла героя. Иногда это происходит быстро, иногда медленно. Бывает, обстоятельства и вовсе препятствуют восстановлению исторической справедливости. Это уникальный случай, когда в течение 68 лет имя Марии Брускиной, выпускницы минской школы, участницы подпольного движения, оставалось неизвестным. Все попытки отстоять истину оканчивались неудачей. Вопрос повисал в воздухе, и для того, чтобы его решить, потребовалось волевое усилие Президента. От имени членов нашей организации, тех немногих, кто пережил Холокост, благодарю всех принимавших участие в создании памятника. Особые слова благодарности исполнителю этого благородного дела главному редактору «Советской Белоруссии» Павлу Якубовичу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter