«Нет шлягера – покори голосом!»

Сергей   Носко   уверен:   музыканты   в   ресторанах никогда   не   поют   то,  что   не   востребовано…

Сергей   Носко   уверен:   музыканты   в   ресторанах никогда   не   поют   то,  что   не   востребовано…

Сергей Носко одним из первых в СССР и первым из белорусских певцов выпустил альбом на студии «Союз» — «Позови меня, дорога». Потом юрист по образованию занялся бизнесом. Сейчас автор и исполнитель песен вновь на сцене вместе с ансамблем «Карусель». Он, кстати, выступал в концертах во время акции «Р» «Будь здоровой, Беларусь!». А сейчас его имя часто можно видеть на афишах в разных городах страны.

— Сергей, на телешоу, посвященном использованию фонограммы, ты сидел среди тех, кто был против нее…

— Перед нами тогда поставили вопрос ребром: за или против?  Но, на мой взгляд, не все так просто.

Причин исполнения певцом под фонограмму немало: это и неуверенность в собственном голосе, боязнь в общей «фанерной тусовке» быть неуслышанным из-за плохой настройки аппаратуры, боязнь сорвать голос, забыть слова от волнения или, наконец, отсутствие слуха… Нынче время компьютеризации, космических звуков, шумовых эффектов… Аудитория поп-музыки сильно отличается от поклонников других жанров.

Мне кажутся нелепыми призывы не повторять 80—90-е годы с «Ласковым маем», «Миражем» и другими коллективами, которые под фонограммы собирали стадионы и басно-словные суммы денег. Поверьте, в ближайшее время нашей эстраде это не грозит.   

Фонограмма – дорогое удовольствие. Некоторые артисты плюсовых фонограмм просто не имеют. Одно дело скачать с Интернета «минус» какой-нибудь популярной песни, прежде всего это касается начинающих, и совсем другое, чтобы этот «минус» был написан авторами именно для тебя. Не говоря уже о сведенном на профессиональной студии более качественном продукте.

Поп-музыка – своего рода шоу. А шоу — зрелище, гармония света и дорогих декораций, пышных костюмов, ощущение праздника. Но у нас артисты на такое зачастую не имеют средств. Бизнес! А в нем сначала затраты, вложения, а затем прибыль, доход. Цепочка для раскрутки артиста известна: песня, разработка имиджа, запись фонограммы, закупка концертных костюмов, реклама и пиар в СМИ, еще надо найти хорошего директора, продюсера, что нынче сложно, уметь «всунуть» начинающую «звезду в концертную «солянку», знать кому в нужный момент улыбнуться… 

— Недавно моя знакомая попросила передать тебе свои стихи. Авось, напишешь мелодию. Стихи слабые. Но на мое замечание удивилась: «Теперь же все такое поют!» Выходит, песня в шоу-бизнесе – не главное?

  В поп-музыке, по-моему, именно песня – главное. Кто-то отсутствие хорошего репертуара скрывает балетной постановкой номера — длинными ногами и смазливыми личиками, — а кто-то — нетрадиционной ориентацией. И чтобы удержаться, нужно много платить — это же «бизнес»! Однако приведу простой пример. Лариса Долина, на мой взгляд, обладает мощным джазовым вокалом. Но вот ее шлягер «Погода в доме» сразу приняли на «ура». Эту песню могла спеть любая другая вокалистка, с голосом намного слабее, но успех и известность были бы обеспечены, ибо она исполнила бы ее  первой. Если сейчас составить список звезд российской эстрады, то многие из них запомнились лишь одной песней, которая отложилась у нас в памяти.  

 Если в твоем репертуаре нет шлягера, навсегда останешься лишь тем, кто хорошо поет, но не более. Само понятие «поп» уже говорит, что песня должна быть популярной. То, что сейчас звучит со сцены, телевидения и радио в народе называют однодневками. Поют, как говорится, «форматные». Спел — и вскоре все забыли. И здесь хотел бы стать на сторону тех, кто против фонограмм. Нет шлягера — покори голосом, песней, написанной для тебя! Если не понять этого вовремя, тогда путь только один – петь на свадьбах.

— Но и ты пел там же!

— В 80-ые годы в 17 лет руководил ансамблем. Играл на престижной «точке» в Минске, которая в народе называлась «Калина» (Дом культуры фабрики «Луч» имени Калинина по улице Володарского). Что такое фонограмма мы, музыканты того времени, и не знали. «Стиляги» прошлых лет, люди моего поколения, наверняка улыбнутся при упоминании «Держинки», «Доски» и «Калины»… Мне, как и многим коллективам того времени, приходилось проходить через всякого рода аттестации и ОМА (объединение музыкальных ансамблей). Чего только не делалось, чтобы искоренить «нашего брата». Уважаю тех, кто играл и до сих пор играет в ресторанах и на прочих подмостках. Каждый день они дарят людям праздник. Именно они всегда являлись «сортировочной машиной» музыкального мусора, шлака и шлягера. Если вы зашли в какой-нибудь ресторан и услышали свою песню, исполненную на свой манер местными музыкантами, – это успех, народное признание! Не верьте тем авторам, которые говорят, что не опустятся до ресторанного уровня. Никогда музыканты на свадьбах или в ресторанах не будут петь то, что никем не востребовано.

А некоторые певцы, имея в репертуаре всего лишь 1—2 нормальные песни, уже мнят себя звездами. Если артист отменяет концерт только из-за того, что на репетиции сломал ноготь, о чем можно говорить?.. К сожалению, мы сами, слушатели, делаем из них кумиров!

— Сейчас введена норма на 75 процентов звучания на радио белорусской музыки. Как это отражается на развитии нашей эстрады?

— Только приветствую такое. Но средний возраст ди-джея на радиостанции 20—25 лет. И мы слушаем ту музыку, которая нравится именно ему. А что делать нам, кому за 30, 40?.. Да, дискотеки заполнены молодежью, которая обеспечивает их кассовость. Однако, это же наши дети. Не осуждаю другие музыкальные направления. Пугает другое: зомбированность, притупление сознания и психики. А ведь есть совершенно иная музыка, совершенно другие песни.

— Сегодня автор и исполнитель Сергей Носко – это прежде всего артист или бизнесмен?

— И то, и другое. Во всех начинаниях всегда старался быть лидером: будь-то магазины, стоянки или что-то другое. 

 — С кем из артистов поддерживаешь дружеские отношения?

— Младшей дочери четыре года. Удивляюсь, как быстро дети в таком возрасте находят друзей! Мне с каждым годом, по ряду причин, найти настоящего друга становится сложнее и сложнее. Знакомые, товарищи, коллеги по сцене, конечно, есть. Но где-то в душе даже и рад, что в основном, мои друзья никакого отношения к шоу-бизнесу не имеют. Дружу уже более пятнадцати лет с певцом и композитором Альбертом Скороходом. Будучи мастером спорта международного класса по кикбоксингу, он является капитаном нашей футбольной эстрадной команды.

Давняя дружба у меня и с Игорем Тычиной, нынешним художественным руководителем группы «СССР». Встречаемся, ездим на рыбалку как и 20 лет назад, отдыхаем семьями на природе. Аранжировки многих моих песен, кстати, делали вместе с ним.

— Почему тебя называют «Мистером Х»?

— Так прозвали в России. Никогда не любил больших «тусовок». Уважающий себя артист должен оставаться загадкой, а не бежать на первое же интервью и быть готовым раздеться в информационном плане до «трусов». У меня нет ни продюсеров, ни директоров, ни спонсоров. Ибо возьмешь у кого-то мизер – отработаешь в сто раз больше. Есть лишь написанные мною песни. И моя мечта, чтобы их услышали.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter