Известные российские кинорежиссеры готовы работать с «Беларусфильмом». А готова ли киностудия?

Немое кино

После истории с Егором Кончаловским, казалось, хороших заезжих режиссеров на «Беларусьфильме» мы не увидим. Киностудия сперва поманила наследника великой фамилии, пообещав ему золотые горы, а потом сама же и попрощалась с ним. Режиссер, недополучивший кругленькую сумму, очень обиделся, можно даже сказать — сделал пометку в «черном списке». Не позавидуешь нашей киностудии. Только отреставрировали, здесь бы жить-поживать да добра наживать, а тут такое пятно на репутации.


Но что бы вы думали? «Беларусьфильм» взбодрился и готов к новым свершениям. Игорь Поршнев, до этого много лет проработавший в киноиндустрии в Москве, униматься не собирается и снова зовет своих старых добрых знакомых в Минск: «После Берлинского кинофестиваля жду Тимура Бекмамбетова». Это могло бы выглядеть шуткой, если бы не Валерий Тодоровский, на днях прогуливавшийся по коридорам киностудии. Этого наследника великой фамилии история с Кончаловским не испугала. Почти двадцать лет назад он снимал здесь «Любовника» с Олегом Янковским в главной роли, потом были «Стиляги», «Оттепель». И вот он снова здесь.

— Это же другой мир, другая цивилизация — так изменилась киностудия, — восклицал Валерий Петрович. — Тепло, звукоизоляция — все новенькое. Осталось здесь что-нибудь снять.

Мы ж только «за». Хотите просто арендовать павильоны для своего фильма — пожалуйста. Хотите что-нибудь снять для нас — вообще замечательно. Что вам по душе, господин режиссер? Но Тодоровский как воды в рот набрал. Дескать, я суеверный. От матерого и опытного мастера это по крайней мере слышать странно. Или вы боитесь наступить на те же грабли, что и предыдущий гонец из России? 

Может, директор внесет какую ясность? Он широко распахивает двери для гостя, показывает павильон, куда вот-вот «заселится» Ани Лорак. Да-да, вам не показалось. Украинская певица на несколько недель арендовала самый большой павильон. Не кино собралась снимать и даже не клип. Всего лишь репетирует концерт, который скоро покажет в «Минск-Арене». В Киеве и других украинских городах не нашлось такой площадки для отработки выступления. Вот вам и еще один вид деятельности нашей киностудии. А если б не Лорак, то и не знали бы, что и так еще можно эксплуатировать новенькие павильоны. 

Но Ани приехала и скоро удалится, а вот Тодоровский намерен задержаться. А с ним и Илья Цофин, написавший с десяток сценариев для «Беларусьфильма». Так, значит, совместный проект? Но Игорь Поршнев о своем: дескать, можем снимать в год шесть своих фильмов — один павильон отдаем под эти нужды, остальные — арендаторам. На 2018-й все расписано. Раз в два-три года хотим делать проект, который будет позиционироваться как национальный. Остальные — малобюджетное кино.

Тодоровскому сама формулировка «малобюджетное кино» не нравится. Он твердо убежден, что есть люди, которые и за пять копеек могут снять талантливую картину, а есть и те, кто за миллион ничего толкового сделать не может. И если здесь появятся новые режиссеры, сценаристы и продюсеры, то киностудия, а вместе с ней и белорусское кино, оживет. Поршнев согласен: надо обучать молодежь, приглашать известных режиссеров давать мастер-классы. Вот и с Тодоровским они обсуждали программу подготовки молодых кадров. Ой, совсем вы нас запутали, господа кинематографисты. Так снимать будете или учить?

В общем, история с очередным заезжим режиссером очень показательна. На киностудии шевелятся, пытаются что-то делать. Но топчутся на месте — жутко боятся шагнуть вперед. Столько раз оступались, ошибались, что на этот раз решили молчать. Какое-то немое кино получается. Хотя всем давно известно, что кассовые сборы фильма, а точнее, его пиар, начинаются еще до запуска картины в производство. Но я ни в коем случае не учу уважаемого кинематографиста. Наоборот, в ожидании, чему он научит.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter