Нельзя бороться за внешние рынки и при этом отдавать свои

Вчера во время посещения ОАО «Сукно» Александр Лукашенко высказал свою позицию по проблемам модернизации производств, весеннего паводка, международным перспективам

Проблемы и с производством, и с сырьем

«Что касается камвольного комбината, объявляйте тендеры, конкурсы. Что угодно, но у вас остался апрель. К 1 мая вы должны, изучив все, внести мне предложение по камвольному комбинату. Я жду серьезнейшую проработку с внутренними и внешними инвесторами», — сказал глава государства.

Суть предложений Правительства, о которых было доложено Президенту, заключается в том, чтобы создать структуру по выпуску шерстяных тканей с размещением ткацкого и отделочных производств по выпуску камвольных тканей в ОАО «Сукно» и организации производства пряжи в ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика». Это, в частности, позволит производить на ОАО «Сукно» 2,5 млн. погонных метров суконных тканей и 4 млн. камвольных. На эти предприятия предлагается перенести часть технологического оборудования, пригодного для дальнейшей эксплуатации, с площадки ОАО «Камволь». На высвобождаемых площадях камвольного комбината в Минске предлагается создать крупный выставочный центр.

По словам первого заместителя Премьер-министра Владимира Семашко, такое решение вопроса потребует меньше средств, нежели модернизировать и развивать камвольное производство на базе ОАО «Камволь», в том числе с учетом востребованности данной продукции на внешних рынках.

Однако Александр Лукашенко потребовал еще раз детально все проанализировать, указав на слабую проработку предложений. «Необходимо просчитать без учета других предприятий, поглощений, слияний и захвата их рынков, что здесь необходимо, все, что произведешь, ты должен продать и выйти к 2015—2016 годам на 1 тыс. 100 долларов заработной платы. Это твоя задача. И не надо смотреть ни на Правительство, ни на кого, если ты в состоянии сам ее реализовать», — сказал глава государства, обращаясь к исполняющему обязанности директора ОАО «Сукно» Дмитрию Костюкевичу.

Президент обратил внимание, что, принимая решение о развитии камвольного производства, предполагалось и создание собственной сырьевой базы в виде овцеводства. «Ни там, ни там Правительство не хочет заниматься», — заметил глава государства. Александр Лукашенко также подчеркнул, что, завоевывая зарубежные рынки текстильной продукции, ни в коем случае нельзя забывать и о внутреннем, более широко использовать отечественные ткани на швейных предприятиях. «Нам надо сделать так, чтобы покупали свое. Я уверен, здесь есть проблемы. Нельзя бороться за внешние рынки и отдавать свои. Мы должны, прежде всего, держать свой рынок», — отметил Президент.

«Рынки надо диверсифицировать и производить ту ткань, которая сегодня нужна. Одеваться и питаться человек будет всегда. А то, что придется конкурировать с Китаем, Турцией и другими странами, это естественно. Вы рынок не прорабатывали, вот в чем проблема», — заметил белорусский лидер.

Что касается предложения по созданию выставочного центра на площадях ОАО «Камволь», то Александр Лукашенко также высказал по этому поводу некоторые сомнения, при том, что строительство нового выставочного центра, конечно, необходимо стране. В частности, глава государства не исключил возможности реализации данного проекта в таком виде, но помещения камвольного комбината могут не в полной мере отвечать современным требованиям к подобным объектам. «И получится — ни «Камволя», ни выставочного центра. Сегодня если что-то строить, то надо это делать по современным стандартам», — сказал Александр Лукашенко.

В заключение глава государства отметил, что это не последний его приезд на ОАО «Сукно». Он также поручил в ближайшее время решить вопрос с окончательным назначением директора предприятия.

Много снега — много хлеба

В Беларуси будут приняты необходимые меры для минимизации возможных последствий паводка. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил во время посещения ОАО «Сукно».

«Должен вам сказать: не переживайте за паводок. Большого паводка не будет. Исходя из моей практики, выпавший в марте снег — это не страшно. Мартовского снега бояться не надо. Он уйдет с туманами, будет потихоньку подтаивать», — считает глава государства.

Вместе с тем Александр Лукашенко отметил, что в Беларуси есть районы, как, например, Полесье, где проблема паводка возникает регулярно. Глава государства поделился своими воспоминаниями, когда в первые годы его президентства в Беларуси случился сильный паводок, и он направился в самые сложные регионы, чтобы лично изучить ситуацию. По словам Александра Лукашенко, местное население менее остро воспринимает эту проблему, отмечая, что сильный паводок лучше для сельского хозяйства, чем его полное отсутствие. «Люди уже приспособились к этому. Но это не значит, что мы будем наплевательски относиться к паводку», — подчеркнул белорусский лидер.

Глава государства сообщил, что на следующей неделе в его графике значится совещание по соответствующим вопросам. «Правительство готовится доложить о том, где надо сосредоточить основные усилия, чтобы не дай бог не допустить гибели людей, как это недавно произошло в Аргентине. Мы к этому будем готовиться очень серьезно. Для этого есть соответствующие ресурсы и люди. Но напрягаться, что нас завтра всех в Беларуси смоет, не надо», — заявил белорусский лидер.

Александр Лукашенко также прокомментировал ситуацию с сильным снегопадом, который в середине марта обрушился на Беларусь. «Люди уже отвыкли от таких штормов и заносов. Я вспоминаю свое детство: у нас была норма, когда из-за снега не было видно заборов, а только крыши домов, — отметил Президент. — Я не вижу никакой катастрофы. Радоваться надо, что выпало столько снега. Значит, будет хороший урожай».

Новые торговые окна

Во время посещения ОАО «Сукно» Александр Лукашенко заявил журналистам, что модернизация является вопросом выживаемости экономики и государства. Вместе с тем глава государства отметил, что массовая модернизация — это процесс не одномоментный, и нельзя ожидать сразу получения от него результатов. «Мы запустили этот процесс, он пошел, но, как всегда, есть трудности, недостатки. И я действительно недоволен тем, что они есть. Их надо устранять», — сказал Президент.

«Самый главный вопрос — это деньги. Проблема еще в том, что время такое, нам с ним не повезло. Но никуда не денешься, когда стоит вопрос о выживаемости, — отметил глава государства. — В Европе, по предварительным результатам первого квартала, везде падение, а европейский рынок — это половина нашего экспорта. Россия серьезно просела, мы тоже это видим, мы с Президентом России обсуждали эту тему. Поэтому нам приходится ехать в далекие страны, которые меньше затронул этот кризис, чтобы диверсифицировать наш экспорт».

Беларусь ищет новые рынки для сбыта продукции на дальней внешнеэкономической дуге. Это было главной целью состоявшихся недавно визитов в Индонезию, Сингапур и ОАЭ, заявил Президент Беларуси, отвечая на вопросы журналистов. Александр Лукашенко отметил, что сегодня продавец вынужден сам идти к покупателю. «К нам никто не приедет на завод и не попросит: продайте нам. Продавец, владелец товара бежит в самые крайние уголки планеты для того, чтобы в жесткой конкурентной борьбе предложить свою продукцию», — сказал глава государства.

Говоря о своих недавних визитах в Индонезию, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты, Александр Лукашенко отметил, что белорусская продукция там востребована. Свидетельством тому является заключение соответствующих контрактов. «Главная цель визитов состоит в том, что мы пробиваем на дальней внешнеэкономической, внешнеполитической дуге новые окна, через которые будем работать со странами этого региона», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент отметил, что через Вьетнам Беларусь работает в том числе на рынки Лаоса, Мьянмы, Камбоджи, соседних государств. Отдельно сотрудничает с Китаем, пытается закрепиться на индийском рынке. Что же касается Индонезии, Австралии, то Беларусь только начинает работу в этих странах. По словам главы государства, там готовы покупать белорусскую продукцию.

«Почему едет Президент? Потому что, когда приезжает Президент, с ним члены Правительства и шлейф руководителей предприятий, есть доступ к любому чиновнику, министру. Считайте, что Президент берет их за руку и ведет в те кабинеты, куда они самостоятельно могут попасть через год-два, а тут — сразу, за один день», — сказал белорусский лидер. Александр Лукашенко отметил, что в результате этих визитов завязались конкретные контакты, идет проработка проектов.

Что касается Сингапура, то Президент отметил, что это богатейшая в финансовом отношении страна. «Мы рассчитываем, что у инвесторов из Сингапура, а денег у них достаточно, появится интерес к Беларуси. Но себя надо представлять», — считает глава государства.

Говоря об ОАЭ, Александр Лукашенко рассказал, что достигнута договоренность о том, что белорусская сторона предложит 5—6 проектов для инвестирования. По его словам, в настоящее время идет проработка этих проектов.

Сотрудничество  с  Венесуэлой будет всегда

Белорусско-венесуэльские отношения будут развиваться независимо от результатов предстоящих в Венесуэле внеочередных президентских выборов, заявил Александр Лукашенко. «Думаю, несложно предсказать результаты нынешних президентских выборов в Венесуэле. Даже самые злейшие враги Венесуэлы отдают победу Николасу Мадуро с разницей примерно 20 процентов», — считает глава белорусского государства.

Что касается белорусско-венесуэльского сотрудничества, то Александр Лукашенко убежден, что оно будет продолжаться независимо от того, кто придет к власти. «Допустим, победил Каприлес. Что Беларусь сделала плохого для Венесуэлы? — задал риторический вопрос Президент. — Мы для них строим то, что им нужно. Мы строим и обучаем людей работе на этих предприятиях. Кто в мире будет для них это делать? По крайней мере до нас этого никто не делал».

«Поэтому даже если бы это случилось, с оппозиционными лидерами мы всегда договоримся. Нас там знают, уважают, принимают, не только на самом высоком уровне, но и обычные люди. Это тоже наш актив. Поэтому президентские выборы в Венесуэле пройдут, и мы как сотрудничали с ней, так и будем сотрудничать. Нам это выгодно, а еще это выгодно венесуэльцам», — резюмировал глава государства.

Деньги отобрали. А как же с правами человека?

Евросоюз пошел на замораживание вкладов на Кипре, упрекая при этом других в нарушении прав человека, заявил Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов.

«Нас упрекают в нарушении прав человека. Но как понимать то, что Европейский союз сейчас ободрал огромную часть населения? Да, не бедные прятали деньги в офшорах, но это было законно. И евросоюзовские начальники там, наверно, держали деньги», — сказал глава белорусского государства. «А тут задним числом заморозили все, что было, и 60 процентов отобрали. Вот вам права человека с точки зрения Евросоюза», — отметил Президент.

«Кипр бы этого не делал сам, это потребовал от него Европейский союз. Это я знаю точно. Вот все права человека: отобрали у людей собственность, хоть и не у бедных людей», — добавил белорусский лидер.

«Мне понравилось выражение Дмитрия Медведева, что Евросоюз грабит награбленное или что-то в этом роде. Поэтому я спокойно к этому отношусь. Не бедные люди, которые прятали в этих офшорах деньги, поделились  с кипрским народом под диктовку Европейского союза», — сказал Александр Лукашенко. Он также добавил, что его эта ситуация абсолютно не напрягает.

Забирайте, если найдете!

«Миллиардов Лукашенко» в кипрских банках нет, заявил Президент Беларуси.

«Что касается миллиардов Лукашенко, могу только повторить: заберите, — сказал Президент. — 60 процентов забрал Кипр, остальные деньги могут забрать те, кто эти миллиарды найдет. Не только Лукашенко, близких, приближенных, родственников — все забирайте». Александр Лукашенко добавил, что подобные предположения «лишний раз делаются, чтобы уколоть». «Я к этому уже привык», — сказал он.

«Если бы я имел там миллиарды, честное слово, я бы выделил деньги на модернизацию, потому что это стоящее дело», — сказал Президент, имея в виду ОАО «Сукно», которое он посещал.

Александр Лукашенко подчеркнул, что кипрский кризис никак не повлиял на Беларусь. «Белорусских денег там нет. То есть наши банки с ними практически не связаны. Поэтому нас это волнует только с той точки зрения, что в Европейском союзе появляются новые очаги кризиса. А ЕС — это наш основной экспортный рынок», — отметил глава государства.

БЕЛТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter