Кто вывел огненные цветы: история фейерверков

Небесные огни

Фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением человечества, которое, конечно, не перевернуло мир, но сделало его прекраснее

Слово “фейерверк” имеет немецкие корни: от das Feuer — “огонь”, das Werk — “дело”, “огнедействие”. Но пришел он в современный мир совсем не из Германии, а из Древнего Китая. Ученые считают, что именно китайцы времен династии Хань (206 год до н.э. — 220 год н.э.) впервые заметили интересное свойство бамбука: подожженный, он начинал потрескивать, а затем громко взрывался. Изначально его использовали для отпугивания злых духов.



Добавить порох

Первый снаряд, отдаленно напоминающий современный вариант фейерверка, как гласит легенда, был изобретен случайно одним из оружейников китайской армии, имя которого затерялось в веках, как это частенько и случается с гениальными людьми. По каким-то своим надобностям он смешал селитру, серу и древесный уголь, а затем случайно уронил все это в плавильную печь. Пламя тут же окрасилось в яркие цвета, а оружейник решил поэкспериментировать дальше — набил аналогичным составом стебель бамбука и поджег его. Смесь из трех ингредиентов назвали “Хо Яо” (“химический пожар”).

Предание преданием, а все-таки современную жизнь фейерверку дал порох. Принято считать, что он был изобретен во времена династий Суи и Танг (581—907 годы). Рационализаторы тут же оценили возможности взрывчатого вещества, но решили, что бамбук — не совсем подходящий материал для устройства шоу, поэтому заменили его трубками из бумаги и дополнили тканевыми фитилями.

Для войны и развлечений

В ХIII веке был разработан новый вариант светового представления, носивший весьма непоэтическое название — “земляная крыса”. Причем изначально она предназначалась для военных действий. Бороться с вражеской армией при помощи фейерверков глупо, скажете вы. И однозначно ошибетесь. Но обо всем по порядку.

Конструкция “крысы” была проста: один конец трубки фейерверка поджигался, а второй оставался открытым. В отсутствие замкнутого пространства взрыва не получалось, но выходящий из открытого конца снаряда газ толкал конструкцию, заставляя ее двигаться по земле и выписывать непредсказуемые кренделя. Учитывая, что основной ударной силой в то время была конница, эффект от применения “земляной крысы” был весьма впечатляющим. Лошади пугались искр, бесились, вставали на дыбы и сбрасывали всадников. Тем не менее очень быстро применение “земляной крысе” нашли и в сфере развлечений. Снаряд просто укрепляли на подставке, чтобы не дергался, и направляли вверх.

Итальянская роскошь

Долгое время фейерверк радовал своим великолепием только жителей Азии. Но в 1292 году из путешествия по Востоку вернулся в Италию небезызвестный Марко Поло. Помимо ярких впечатлений и наблюдений, итальянец привез на родину секрет фейерверка. Можно сказать, что именно с его почина фейерверк начал свое триумфальное шествие по миру.

В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы, которые соперничали между собой. Но все же победа осталась за жителями Средиземноморья. Итальянцы не только позаимствовали у китайцев технологию запуска фейерверка в воздух, но и привнесли свои изменения в конструкцию. Так появилось множество видов фейерверочного взрыва — “фонтан”, “вертушка”, “конус”, “колесо”, “римская свеча” и такой привычный для нас “бенгальский огонь”.

Особенно красивой фигурой фейерверочного искусства был “дракон”. Он представлял собой каркас из дерева, покрытый папье-маше и набитый зарядами. Когда их поджигали, создавалась иллюзия огненного дыхания чудовища. Часто двух драконов ставили друг пред другом и веселили народ своеобразной битвой мифических существ.

В XIV—XV веках именно итальянские мастера считались лучшими пиротехниками в мире. Любопытный факт: на самом деле многие из современных ведущих американских компаний, которые выпускают фейерверки или занимаются фейерверк-шоу, принадлежат потомкам древних мастеров — это семьи Груччи, Роцци и Дзамбелли. Не мафия, но все же...

Короли и шутихи

От Италии “огненные нити” протянулись по всей Европе. В Англии достижения пиротехнического искусства были впервые продемонстрированы в 1486 году в честь женитьбы короля Генриха VII. Его сын Генрих VIII также отпраздновал фейерверком свою свадьбу с Анной Болейн. Дочь Генриха VIII и Анны Болейн королева Елизавета I так любила огненные забавы, что учредила специальную должность при дворе — повелитель огня.

В Россию фейерверки пришли в конце XIV века. При Иване Грозном существовала должность “порохового”, который отвечал и за пиротехнику. Позже царь Михаил Федорович учредил с этими же целями Потешную палату. Но настоящий расцвет пришелся на время правления Петра I, который был просто без ума от таких мероприятий. Более того, огненные потехи стали делом государственной важности. Однажды они продолжались целую неделю. Страшно даже представить, сколько денег в буквальном смысле слова вылетело в трубу.

В 1680 году в Москве было учреждено специальное ракетное заведение, работа которого позволила усовершенствовать качество и состав фейерверочных зарядов. При их изготовлении стали использовать фосфорные, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Производство фейерверков фактически поставили на поток. И это сделало их доступными по цене не только для дворянства.

При последующих российских монархах традиции крепли и развивались. Причем, начиная с Елизаветы Петровны, в создании сценария светового шоу обязательно участвовала Академия наук. В частности, химик Михаил Ломоносов и его ученик Василий Клементьев. Фейерверки, которые устраивали для императорской семьи и знатных особ, были столь грандиозными, что вгоняли иностранцев в самый настоящий ступор. В представления обязательно вкладывался замысловатый сюжет (как правило, прославляющий правящую династию и силу государства). А чтобы суть происходящего была доступна каждому, издавались пригласительные с подробными разъяснениями действий и аллегорий — нечто вроде современных театральных программок. Накануне шоу информация публиковалась отдельными изданиями с гравюрами и даже дублировалась в “Санкт-Петербургских ведомостях”.

В начале XIX века при запуске фейерверков стали использовать ракеты с парашютом и боевые ракеты. Оба новшества сыграли на усиление зрелищности: во-первых, теперь огни дольше находились в воздухе, во-вторых, сами взрывы стали мощнее за счет увеличения объема порохового заряда.

Химия цветов

Вплоть до 1830 года огни фейерверка не могли похвастать цветовой гаммой — они были либо белыми, либо оранжевыми. В корне поменяло ситуацию открытие бертолетовой соли. Итальянские мастера выяснили, что ее соединение с солями металлов окрашивает пламя в разные цвета: селен — в голубой, натрий — в желтый, калий — в фиолетовый.

Современные фейерверки отличаются еще большим цветовым разнообразием. Для получения красных огней используются соли стронция и лития, для оранжевых — соли кальция. Золотой оттенок дает железная окалина вкупе с углеродом и древесным углем, желтый — соединения натрия. Многообразие зеленого — заслуга хлора и бария, а за голубой окрас отвечает медь. Кстати, во всем многообразии цветов вы до сих пор не встретите синий. К сожалению, даже после тысячи лет существования фейерверков никто не нашел идеального состава для его создания.


ЛЮБОПЫТНО

Самым масштабным признано новогоднее шоу в честь встречи 2014 года в Дубае — оно даже попало в Книгу рекордов Гиннесса. Одновременно было запущено 450 тысяч фейерверков. Залпы производились из 400 точек, расположенных на протяжении 100 километров вдоль береговой линии административного центра эмирата.

bebenina@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter