Не спят курганы темные

В минском Государственном литературном музее Я.Купалы прошла пресс–конференция, посвященная выходу альбома «Курган»...

В минском Государственном литературном музее Я.Купалы прошла пресс–конференция, посвященная выходу альбома «Курган», в которой приняли участие Андрей Скоринкин, Игорь Лученок, Владислав Мисевич, Анатолий Ярмоленко, Вячеслав Михнович.


Почитателям творчества великого белорусского поэта Янки Купалы не мне рассказывать о поэме «Курган» (она отметила в прошлом году свое столетие), а какому–нибудь маститому профессионалу в области литературоведения. Всем фанатам ансамбля «Песняры» хочу напомнить, что в 1979 году в Советском Союзе на фирме «Мелодия» этим коллективом была записана поэма–легенда «Гусляр», вышедшая в виде диска–гиганта в 1980–м и представлявшая собой переложение (с измененным названием) произведения Купалы на музыкально–драматургические рельсы. Кантата Игоря Михайловича Лученка и явилась, собственно, музыкальным скелетом для того проекта, а Владимир Георгиевич Мулявин отвечал за аранжировку. И вот в 2010 году поэт Андрей Скоринкин решил придать рок–опере второе дыхание, для чего и осуществил сию «реанимацию».


В новой версии музыкальный материал дополнен второй партией Князя и интродукцией композитора Святослава Позняка (он же аранжировщик) к основной теме. За Князя на этот раз спел Анатолий Ярмоленко (в оригинале — Анатолий Кашепаров), а за Гусляра — генератор римейка Андрей Скоринкин (в оригинале — Владимир Мулявин). Вокалирует на пластинке по большей части арт–группа «Беларусы», небольшие номера достались Валерию Дайнеко, Инне Афанасьевой и Яну Цыбулько («Верасы»). Сергей Антишин прописал на компакт–диске гитары, а Позняк — почти все остальное (с помощью клавишных и синтезаторов, что на излишней скупости звука особенно не сказалось). Авторский текст читает директор и художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Валерий Анисенко.


В общем же обновленный вариант получился более популярным, нежели исходный, который критики относят к стилистике прогрессив–рока. При всем уважении к тому, что делали тогда «Песняры» (а также до и после), экспериментируя с жанрами, в «Гусляре» (даже понимая и принимая всю его глубину и трагедию) артисты, на мой слух, переборщили с пафосом. Допускаю (да так оно и было, как утверждают исторические хроники), что по тому времени такая форма для советского меломана стала революционным событием, несмотря на то что пятилеткой раньше ленинградский ВИА «Поющие гитары» выпустил первую в стране рок–оперу «Орфей и Эвридика». Потому попытку осовременить «Гусляра»/»Курган» я считаю вполне зачетной. То поколение любителей музыки, понятное дело, ни за что не поступится принципами, нынешнее же через такое прочтение, возможно, обратит внимание и на классический образец. И откроет для себя других «Песняров», что тоже неплохо.


В ходе пресс–конференции демонстрировались фрагменты записи сценического воплощения «Кургана», состоявшегося в День белорусской письменности в сентябре прошлого года в Хойниках. Господин Скоринкин рассказал, как еще 30 лет назад, услышав рок–ораторию, он понял: «Гусляр — это моя тема». Поначалу думал ограничиться записью лишь партии этого героя. Но, показав ее Лученку и услышав в ответ предложение заняться перепостановкой целиком (тем более что БГА «Песняры» без особого восторга воспринял эту идею Игоря Михайловича), поэт отважился на реализацию такого масштабного музыкального проекта, каких у нас в стране давно уже не было. Для участия в нем он пригласил сборный экипаж исполнителей, которые на безвозмездной основе, руководствуясь высокими помыслами, и осуществили задуманное. (А Валерий Шмат, руководитель арт–группы «Беларусы», так и вовсе выразил особую благодарность Скоринкину за то, что опера стала отличной проверкой новому составу коллектива и тот ее с честью прошел.) Игорь Лученок вспомнил эпизод одного из разговоров с Владимиром Мулявиным, когда тот, объясняя свой внезапно возникший интерес к большим музыкальным формам, в шутку сказал, что просто устал кланяться зрителю каждые три минуты по окончании песни. Да и сам председатель союза композиторов сегодня с иным удовольствием занялся бы чем–либо более глобальным, а не созданием маршей для различных организаций, которых за последние три дня, по словам Лученка, им было написано аж три штуки. Владислав Мисевич отметил поразительную схожесть голосов Мулявина и Скоринкина. Он также выразил уверенность, что работа представляет собой готовый материал для голливудского мюзикла, не только для нашего, и грозно обобщил, что игнорирование чиновничеством проекта (в сфере практического неоказания ему помощи, прежде всего финансовой), который обязан стать делом общегосударственным, есть ни много ни мало, а преступление. Впрочем, Андрей Скоринкин проинформировал присутствующих, что Министерство культуры уже пообещало свое содействие в том, чтобы 21 февраля в Белорусском государственном академическом музыкальном театре рок–опера «Курган» прошла как можно удачнее. Туда мы вас и приглашаем!


Олег АВДЕЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
boris
Был на концерте 21- февраля. Купился на имена - Ярмоленко, Дайнеко, Афанасьева. «Гусляра» в исполнении «Песняров» впервые услышал лет 20 назад на уроке белорусской литературы – потрясающе! В этом году в январе оркестр имени Жиновича играл «Гусляра» с Петром Елфимовым в главной роли и группой «Лявонны» - великолепно! «Курган» Скоринкина не смог спасти даже Ярмоленко, шикарно исполнивший сложную партию Князя. Сам Скоринкин «косит» под Мулявина, но таких «косарей» слишком много развелось. Во втором отделении был концерт из песен «Песняров». Апофеоз пошлости и дурновкусия, когда Скоринкин после исполнения «Крика птицы» упал на колени и взмолился: «Любимая, вернись. Я все прощу». Жалкая оперетка! Зато как он себя пиарит: -http://muz.ru/Store/NewsDetails.aspx?...wsId=76580
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?