Не спят курганы темные

В минском Государственном литературном музее Я.Купалы прошла пресс–конференция, посвященная выходу альбома «Курган»...

В минском Государственном литературном музее Я.Купалы прошла пресс–конференция, посвященная выходу альбома «Курган», в которой приняли участие Андрей Скоринкин, Игорь Лученок, Владислав Мисевич, Анатолий Ярмоленко, Вячеслав Михнович.


Почитателям творчества великого белорусского поэта Янки Купалы не мне рассказывать о поэме «Курган» (она отметила в прошлом году свое столетие), а какому–нибудь маститому профессионалу в области литературоведения. Всем фанатам ансамбля «Песняры» хочу напомнить, что в 1979 году в Советском Союзе на фирме «Мелодия» этим коллективом была записана поэма–легенда «Гусляр», вышедшая в виде диска–гиганта в 1980–м и представлявшая собой переложение (с измененным названием) произведения Купалы на музыкально–драматургические рельсы. Кантата Игоря Михайловича Лученка и явилась, собственно, музыкальным скелетом для того проекта, а Владимир Георгиевич Мулявин отвечал за аранжировку. И вот в 2010 году поэт Андрей Скоринкин решил придать рок–опере второе дыхание, для чего и осуществил сию «реанимацию».


В новой версии музыкальный материал дополнен второй партией Князя и интродукцией композитора Святослава Позняка (он же аранжировщик) к основной теме. За Князя на этот раз спел Анатолий Ярмоленко (в оригинале — Анатолий Кашепаров), а за Гусляра — генератор римейка Андрей Скоринкин (в оригинале — Владимир Мулявин). Вокалирует на пластинке по большей части арт–группа «Беларусы», небольшие номера достались Валерию Дайнеко, Инне Афанасьевой и Яну Цыбулько («Верасы»). Сергей Антишин прописал на компакт–диске гитары, а Позняк — почти все остальное (с помощью клавишных и синтезаторов, что на излишней скупости звука особенно не сказалось). Авторский текст читает директор и художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Валерий Анисенко.


В общем же обновленный вариант получился более популярным, нежели исходный, который критики относят к стилистике прогрессив–рока. При всем уважении к тому, что делали тогда «Песняры» (а также до и после), экспериментируя с жанрами, в «Гусляре» (даже понимая и принимая всю его глубину и трагедию) артисты, на мой слух, переборщили с пафосом. Допускаю (да так оно и было, как утверждают исторические хроники), что по тому времени такая форма для советского меломана стала революционным событием, несмотря на то что пятилеткой раньше ленинградский ВИА «Поющие гитары» выпустил первую в стране рок–оперу «Орфей и Эвридика». Потому попытку осовременить «Гусляра»/»Курган» я считаю вполне зачетной. То поколение любителей музыки, понятное дело, ни за что не поступится принципами, нынешнее же через такое прочтение, возможно, обратит внимание и на классический образец. И откроет для себя других «Песняров», что тоже неплохо.


В ходе пресс–конференции демонстрировались фрагменты записи сценического воплощения «Кургана», состоявшегося в День белорусской письменности в сентябре прошлого года в Хойниках. Господин Скоринкин рассказал, как еще 30 лет назад, услышав рок–ораторию, он понял: «Гусляр — это моя тема». Поначалу думал ограничиться записью лишь партии этого героя. Но, показав ее Лученку и услышав в ответ предложение заняться перепостановкой целиком (тем более что БГА «Песняры» без особого восторга воспринял эту идею Игоря Михайловича), поэт отважился на реализацию такого масштабного музыкального проекта, каких у нас в стране давно уже не было. Для участия в нем он пригласил сборный экипаж исполнителей, которые на безвозмездной основе, руководствуясь высокими помыслами, и осуществили задуманное. (А Валерий Шмат, руководитель арт–группы «Беларусы», так и вовсе выразил особую благодарность Скоринкину за то, что опера стала отличной проверкой новому составу коллектива и тот ее с честью прошел.) Игорь Лученок вспомнил эпизод одного из разговоров с Владимиром Мулявиным, когда тот, объясняя свой внезапно возникший интерес к большим музыкальным формам, в шутку сказал, что просто устал кланяться зрителю каждые три минуты по окончании песни. Да и сам председатель союза композиторов сегодня с иным удовольствием занялся бы чем–либо более глобальным, а не созданием маршей для различных организаций, которых за последние три дня, по словам Лученка, им было написано аж три штуки. Владислав Мисевич отметил поразительную схожесть голосов Мулявина и Скоринкина. Он также выразил уверенность, что работа представляет собой готовый материал для голливудского мюзикла, не только для нашего, и грозно обобщил, что игнорирование чиновничеством проекта (в сфере практического неоказания ему помощи, прежде всего финансовой), который обязан стать делом общегосударственным, есть ни много ни мало, а преступление. Впрочем, Андрей Скоринкин проинформировал присутствующих, что Министерство культуры уже пообещало свое содействие в том, чтобы 21 февраля в Белорусском государственном академическом музыкальном театре рок–опера «Курган» прошла как можно удачнее. Туда мы вас и приглашаем!


Олег АВДЕЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter