В новой романтической ленте «Серебряные коньки» народный артист России Алексей Гуськов сыграл роль отца уважаемого семейства, защитника традиционных ценностей.
Алексей Гуськов: Мне очень важно настроение, с которым люди выйдут после сеанса.
События в картине происходят в 1899 году в рождественском Петербурге. Яркая праздничная жизнь бурлит на скованных льдом реках и каналах. Жизнь, как и зима, стабильна...
— Это фильм‑сказка, которую снимали в Санкт‑Петербурге. Серебряный век. Фильм фантастически красивый.
— Ваш герой очень консервативен.
— Я играю отца главной героини, человека государственного, который несет на себе большую ответственность. Его дочь Алиса, которую играет Соня Присс, — первая женщина‑химик, преподававшая в университете. Матвей (Федор Федотов) — мой будущий зять, сын фонарщика.
— Сцены на льду действительно снимали на замерзшей Неве?
— Съемки проходили на льду Невы, Фонтанки, Мойки и Крюкова канала, а интерьерные сцены снимались в знаменитых дворцах — Юсуповском, Мраморном, Шереметевском... К слову, в Санкт‑Петербурге начала двадцатого столетия много чего доставляли на коньках. Быстрые курьеры, которые, как сейчас, развозят на велосипедах пиццу, доставляли различные товары. Были императорские катки, общественные катки...
— В ноябре закончились съемки телефильма «Седьмая симфония», в нем вы сыграли главную роль и являетесь продюсером. Режиссером выступил Александр Котт, снявший самый известный кинопроект Союзного государства — фильм «Брестская крепость».
— Восьмисерийный художественный фильм рассказывает о легендарном исполнении «Седьмой симфонии» Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 1942 года.
— До эвакуации Шостаковичем были написаны первые три части симфонии, финал завершен уже в Куйбышеве. Партитура доставлялась в город на Неве специальным самолетом.
— Главному дирижеру Большого симфонического оркестра Ленинграда Карлу Элиасбергу было поручено собрать оркестр и начать репетиции. Музыкантов в городе практически не осталось — кто‑то умер от голода, кто‑то погиб на фронте... Наш фильм про людей, которые исполняли симфонию. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы — это подвиг. И надо было сыграть так, чтобы весь мир понял, что город жив.
— Концерт прошел 9 августа 1942 года — в день, объявленный фашистами датой их вступления в Ленинград. Артиллерийские залпы смешивались с музыкой. По сути это были первые залпы по Рейхстагу.
— Я исполняю роль Карла Элиасберга. Фраза Мстислава Ростроповича: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки» — самая точная характеристика моего героя.
— В Санкт‑Петербурге есть музей, посвященный исполнению Седьмой симфонии. Враг понял, что город не сдастся.
— Молодежный симфонический оркестр Беларуси и России исполнил Седьмую симфонию в Большом зале Московской консерватории к 75‑летию ее первого исполнения. Это не первая ваша роль дирижера — природу дирижирования вы постигали фильме «Концерт» и в спектакле «Фальшивая нота».
— Музыку я любил всегда, но тут окончательно утвердился в том, что симфонический оркестр — самое совершенное творение человеческой души.
— Говорят, что дирижирование — невероятно энергозатратное занятие.
— Валерий Гергиев рассказывал, что за концерт менял по три рубашки. Мы всегда ищем истории, способные отозваться в зрителе, дать возможность эмоционального подключения. Надеемся, что «Седьмая симфония» станет именно таким фильмом, при просмотре которого зрители смогут сопереживать этому одновременно страшному и сильному событию.
— Война коснулась и вашей семьи.
— Дед по маминой линии дошел до Праги. Отец рано погиб, он был военным. Перешел в испытательный отряд, а тогда появились вертолеты, и он решил облететь окрестности. Мне было двенадцать лет.
— Два года назад вы привозили в Минск свой фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова», прошла теплая встреча со зрителями в кинотеатре «Центральный».
— Всегда с удовольствием приезжаю в Беларусь. С белорусом Михаилом Тумелей я делал мультфильм «Волшебная свирель». С белорусскими кинематографистами у меня чудные отношения.
— Как родился фильм хорошего настроения?
— В интернете увидел опрос на тему, чего бы вы хотели, если бы могли жить вечно, и чего бы хотели, если бы было отведено всего две недели. Большинству оказались не нужны ни яхты, ни машины. На первом месте — любить и быть любимым.
— В фильме много доброго юмора.
— Мне важно настроение, с которым люди выйдут после сеанса. Мне важно знать, во имя чего я снимаю фильм и играю в спектакле.
— И что важно на самом деле?
— След, который ты оставишь в памяти людей.
— У вас есть любимая роль?
— После фильма «Граница. Таежный роман» стараюсь не снижать планку. (Кстати, премьера телесериала состоялась 20 лет назад — 13 декабря 2000 года. — Прим. авт.)
— Каким был для вас этот год?
— Замечательным! Другого 2020 года не будет.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Народный артист России Алексей Гуськов родился 20 мая 1958 года в городе Бжег в Польше, где служил его отец. После окончания средней школы поступил в МВТУ им. Баумана. В 1979-м ушел из университета и поступил на актерский факультет школы‑студии МХАТ. В 2000 году снялся в одной из своих самых ярких ролей — офицера Никиты Голощекина в телесериале «Граница. Таежный роман». В 2011-м приглашен в театр имени Вахтангова.
В браке с актрисой Лидией Вележевой более 30 лет. Имеет троих сыновей и двух внучек.