Какие уроки в области органического земледелия получили белорусские специалисты в Германии

Натурпродукт по-баварски

Признаемся откровенно, мало кто хочет иметь дело с едой, основательно сдобренной всякими гербицидами, пестицидами или, о ужас, генно–модифицированной. Всем по вкусу продукт без красителей, консервантов и усилителей вкуса. Лучше — с маркировкой «био». Однако платить втридорога за него не каждый решится. Лично я еще и призадумалась бы: а не один ли это из способов сравнительно честного отъема денег у доверчивой публики? А вот в Германии граждан, скептически настроенных к продуктам с сертификатом «органик», с каждым годом все меньше. А все больше в стране сетевых биомагазинов (куда так просто с улицы не попасть, а строго по клубной карточке), плантаций под органическое земледелие, экологических ферм.

Бродовинские коровы питаются только органическим кормом.

В Евросоюзе Германия стала локомотивом в области продвижения органического, или экологического земледелия. Энтузиасты натурального, которые заявили о себе еще в 20–х годах прошлого века, своего добились: заставили поверить потребителя в магическую силу органического продукта, его оздоровительные возможности. 

В орбиту экоземледелия немцы принялись увлеченно вовлекать фермеров из других стран. Беларусь не стала исключением. Недавно МИД ФРГ пригласил группу специалистов из нашей страны побывать на экофермах, познакомиться с коллегами и попробовать настоящий немецкий биопродукт — такой опыт дорогого стоит. Мне довелось поучаствовать в этой поездке, воочию увидеть немецкое экологическое сельское хозяйство (за эту возможность хочу сказать спасибо посольству Федеративной Республики Германия в Беларуси). Сегодня — путевые заметки и впечатления, а также экспресс–анализ увиденного и услышанного.

Субсидии как двигатель прогресса


В федеральном министерстве сельского хозяйства и продовольствия координацией этой сферы деятельности занимается отдельное управление, сюда же стекается вся статистика. А она такова: из зарегистрированных 200 тысяч сельхозпредприятий в секторе органического земледелия занято 25 тысяч (8,7 процента). Немало для «высокой» аграрной моды. «Предполагали к 2011 году выйти на 20 процентов, но по различным причинам не вышло, — посетовал на встрече с белорусскими специалистами руководитель отдела международной политики в области продовольственной безопасности Пауль Ней. — И все же спрос на биопродукцию настолько высок (а сегодня это один из самых динамично растущих у нас сегментов продовольственного рынка), что пожаловаться на отсутствие прибылей производители не могут. И уж на недостаточное внимание со стороны своего государства, да и ЕС тем более».

Пауль Ней — сам в прошлом аграрий–практик, возглавлял сельхозпредприятие площадью 12 тысяч гектаров, темой экоземледелия как увлекся в 1992 году, так и верен ей до сих пор. Знает, как наладить работу на земле, как взаимодействовать с властями. А потому всегда готов дать дельный совет любому, кто придет за поддержкой. О Беларуси знает не понаслышке — несколько раз бывал в нашей стране, изучал экоземледелие в том числе. А нашим специалистам порекомендовал:

— Хотя и начинается органическое сельское хозяйство с большого энтузиазма, все же главный шаг здесь — создать прочную законодательную базу. Вначале ориентируйтесь на национальное законодательство. А уж если подумываете об экспорте, изучайте законы тех стран, куда собираетесь поставлять свой товар.

В магазине биопродуктов экодеревни Бродовин.

Начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Андрей Заневский в полной мере воспользовался возможностью обсудить с немецкими коллегами государственные механизмы продвижения, управления, контроля и регулирования экологического сельского хозяйства. Он рассказал, как идет продвижение органического земледелия в Беларуси на общественном и государственном уровнях: «Сегодня в нашей стране более миллиона гектаров сельхозугодий в пользовании граждан и фермерских хозяйств. Часть из этих земель реально может быть источником получения органической сельхозпродукции. Но пока у нас отсутствуют нормативная и правовая базы, которые помогли бы сформировать этот сектор сельхозпроизводства. И самим производителям еще многому предстоит научиться. Кроме того, нерешенными остаются вопросы конкурентоспособности органического производства и дотаций. Предстоит проработать еще и маркетинг, и рынок сбыта готовой продукции».

Фермер Валерий Адащик прояснил для себя во всех деталях вопрос субсидий для биоферм. В Германии это один из мощнейших стимулов заняться перспективным бизнесом. Расклад здесь такой: экопредприятия в ФРГ получают те же субсидии, что и традиционные. Они имеют доступ к поземельным премиям, составляющим от 280 до 360 евро за гектар (в каждой из 16 земель страны свои «ставки»). Кроме того, могут пользоваться аграрными программами, получать субсидии для развития. И даже дополнительно запрашивать экстравыплаты.

Сам переход с традиционного на органический способ производства длится два года, но уже в первый из них экопредприятия могут пользоваться субсидиями. Деньги эти важны еще и потому, что фермер, пока становится на ноги, не может продавать продукт под маркой «био». Тем же, кто справился с трудностями переходного периода на отлично, выдается сертификат «органик», и с этого момента их продукция может маркироваться как экологическая.

Немецкие коллеги не скрывали: если бы не такая финансовая подпитка, вряд ли кто из фермеров стал бы столь увлеченно заниматься экологическим земледелием. И даже высокий спрос на биопродукцию, который, как известно, диктует предложение, не спас бы предприятие от банкротства. Ведь развивают такое земледелие по преимуществу на почвах неблагоприятных, их без затрат привести в норму не получится. С вредителями полей борются насекомые, птицы и ловушки, обрабатывают растения порой вручную — удовольствие опять же не из дешевых. Что касается животных, то корма для них — только органического происхождения, растут же они и набирают вес с такой скоростью, какая заложена природой. Теряется время, а значит, деньги. И если не компенсировать потери, не то что о прибыли — о работе без убытков речь не идет. Даже если цены на такой товар высокие.

Помочь сориентироваться в немецком законодательстве, регулирующем сферу органического сельского хозяйства, разбираться во всех тонкостях получения выплат призван Германский союз фермеров (DBV), стоящий на страже интересов всех сельхозпроизводителей, в том числе и биоземледельцев. В берлинском офисе этой организации мы встретились с руководителем отдела рыночной политики в области экологического земледелия DBV Вольфрамом Даниелем, который охотно посвятил нас во все детали цикла развития экопредприятия. Попутно мы узнали, что все члены союза — добровольные участники, а размеры взносов зависят от того, из какой они земли, у каждого из 16 регионов свое объединение фермеров. Предприниматели при желании могут создать и свой небольшой кооператив (от 3 — 4 человек), чтобы потом продвигать продукт на рынке, предлагать обычным покупателям и (или) крупным торговым сетям.

— Германский союз фермеров лоббирует принятие важных для фермеров законов. Таких, как, скажем, новый закон об экологическом сельском хозяйстве. Именно потому, что мы мощная ассоциация, в Брюсселе наш голос намного весомее в отличие от той же Польши (где 6 — 7 подобных организаций, да они еще и между собой конфликтуют), и наши права всегда можем отстоять, — резюмировал Вольфрам Даниель.

«Священная корова» экоземледелия


В Германии «священная корова» экологического земледелия — потребитель, на страже его интересов и прав и стоит органическое сельское хозяйство в Германии. Вся так называемая чистая еда защищена различными сертификатами, соответствующими законами и обязательной маркировкой (более 80 тысяч продуктов получили германский государственный знак биокачества). Они чуть не в два–три (а порой и в сто!) раза дороже традиционных. При такой разнице, наверное, есть желающие нагреть руки на фальшивках? Как утверждают специалисты германского минсельхозпрода, мошенники на этих «полях» хоть и пасутся, но от жесткого инспекторского контроля им не уйти. Бывает два–три резонансных случая в год, причем СМИ разносят махинаторов в пух и прах — опасение потери репутации играет немаловажную роль. Создается она годами, а потерять можно за один день. Стоит ли рисковать? Впрочем, и сам покупатель не всегда до конца понимает, что такое экологический продукт. Доверяет исключительно этикетке с известным логотипом. Особенно товарам, получившим мировую известность национальных ассоциаций производителей органической сельхозпродукции. Самые крупные и влиятельные из них — «Деметр», «Биоланд», «Натурланд» — годами демонстрируют высший стандарт качества и не дают повода в нем усомниться.

«Деметр» — старейшая в стране ассоциация, заявившая о себе еще в 1928 году. По части богатого практического опыта, эффективных методик, жестких требований к сертификации органической продукции с ней мало кто может тягаться. Как и по перспективным проектам. 25 лет назад, после воссоединения Германии, именно «Деметр» выступила с идеей создания экодеревни Бродовин в 40 километрах от Берлина — на территории комплексного заказника Шорфхайде–Корин. Идейные вдохновители проекта рассчитывали не только подзаработать, но и местных жителей увлечь идеей органического земледелия. У «Деметра» это получилось.

— Да, здесь работают люди, разделяющие приверженность идеям органического сельского хозяйства, — подтверждает фрау Зузанна Пойнке, ответственная в Бродовине за работу с прессой и общественностью. — Когда 25 лет назад начинали проект, не многие могли предсказать его успех. Но идея себя оправдала, в том числе и экономически.

Клаус Грюндель рассказывает участникам поездки о тонкостях работы на биоферме.

Годовой доход экодеревни — порядка 10,5 миллиона евро, треть из них — «молочные» деньги. Их приносят 400 коров, питающихся исключительно органическим кормом. На 1.200 гектарах выращивают почти 30 сортов овощей и фруктов. Ассортимент натуральных продуктов — более 1.200 наименований, от шоколада до косметики. Товар поставляется на местный рынок, в школы, детские сады, фирмы, супермаркеты Берлина, Потсдама и других городов, в списке заказчиков более 10 тысяч клиентов. Неплохую прибыль приносит и магазинчик биопродуктов, куда туристов тянет как магнитом: как не привезти домой в качестве сувениров корзинку «органика»? Цены не показались заоблачными. Например, литр биомолока — 1,35 евро, 100 граммов сыра — 2,69, десяток яиц — 3,10, килограмм моркови — 2,19 евро. В любом случае раскупается все, что бродовинцы производят.

Понятно, что под крылом влиятельных ассоциаций риск прогореть минимален. А можно ли развивать экологическое земледелие без их опеки? Как показывает опыт фермера в седьмом поколении, построившего свой бизнес в маленьком административном районе Крегельхоф под Бамбергом, вполне. Биоферма, основанная еще в 1830 году семьей Грюндель, — отличный пример того, как минимальными силами можно заниматься максимально полезным делом и получать при этом прибыль. Площадь сельхозугодий около 100 гектаров, из которых 46 гектаров пашня. Плюс ферма, где 54 коровы (средний удой 6,7 тонны молока в год). А в «штате» всего один работник — сам фермер. Плюс два наемных. Ферму Клаус Грюндель получил в наследство от отца Игнаца в 1997 году и сразу начал переход на экологические рельсы. Сегодня все, что растет на полях — пшеница, рожь, ячмень, овес, картофель, — органическое.

Еще один маленький семейный бизнес — пекарня на дровах. Продают свежую выпечку в магазине при ферме или развозят по окрестностям. Супруга Клауса Николь собирает заявки от жителей округи, предлагает только что испеченный по старинному рецепту хлеб — по цене 7,5 евро за полтора килограмма. Дорого, но расходится без проблем.

Клаус Грюндель из породы идеалистов, тех самых энтузиастов, кто двигает эту отрасль вперед: «Я убежден в важности именно биопродукции, полезной для здоровья и окружающей среды. Эти ценности — жить в полном согласии с природой, производить только экологические продукты — хотел бы передать и другим поколениям семьи». Но, конечно, не будь комплекса субсидий (273 евро на гектар от ЕС, 230 — от земли Бавария), другой поддержки от властей, вряд ли бы он так масштабно реализовал свои мечты. Почвы здесь, в гористой местности, не самые подходящие для органического хозяйства, как и климат. И только выплаты помогают компенсировать расходы по их обработке.

Откуда растут «бамбергские рожки»?


Бавария, живописнейший и богатейший регион, — бесспорный лидер среди земель Германии по всем показателям органического земледелия. Здесь более 245 тысяч гектаров экологических угодий (это пятая часть имеющихся в стране), свыше 8 тысяч экосельхозпредприятий (почти треть в ФРГ). Так что кому как не баварцам давать те самые уроки органического сельского хозяйства, за которыми мы отправились на немецкую землю.

Экоакадемия в Бамберге.

Но где же могут фермеры, желающие последовать примеру Клауса Грюнделя, научиться органическому земледелию? Ведь двухлетний переход с обычного, конвенционного, сельского хозяйства на экологическое — дело для новичка сложное. Мало того, что сама по себе перестройка производства на новые технологии весьма трудоемкая, так еще и после получения сертификата приходится осваивать каналы сбыта биопродуктов с нуля. По инициативе министерства продовольствия, сельского хозяйства и лесного хозяйства земли задумали и воплотили в жизнь идею экоакадемий в рамках программы «Биорегион Бавария–2020». Сегодня таких учебных заведений два — в Крюнгеле и Бамберге. С 2013 года в них преподают курс «Экологическое земледелие».

В академии в Бамберге, исповедующей принципы работы ассоциации «Натурланд», Тино Хедрих представляет «школу биофермера» в единственном лице — он здесь один штатный сотрудник. В помощь ему — несколько практикантов и наемных работников. Тино на плантации опытного хозяйства академии (практикуют в основном органическое растениеводство) наглядно демонстрирует, как на семи гектарах рационально используется каждый клочок земли. В открытом грунте и теплицах в течение года выращивают помидоры, огурцы, морковь, кабачки, тыквы, клубнику, различные виды салатов... В саду — плодовые деревья и кустарники. Семинары со всеми желающими проводятся каждый месяц, весь учебный процесс бесплатный. Проходят специализированные дни, на которые съезжаются до трех тысяч желающих поучиться перспективному делу. Самые популярные — день клубники (в июне), день органических овощей (в июле). В академии, заверил он нас, в случае необходимости проведут семинары по органическому растениеводству и для белорусов.

Баварский земельный институт сельского хозяйства (LfL), отделение экологического земледелия, почвы и охраны ресурсов в маленьком живописном городке под Мюнхеном. Программа «Биорегион Бавария–2020» позволила открыть на базе LfL Центр компетенции по сельскохозяйственной поддержке двенадцати модельных районов. Первое, что делает его руководитель Клаус Визингер, усадив нас за стол в конференц–зале, так это демонстрирует на слайдах типичные баварские блюда. Никогда бы не подумали, что они органические: белые сосиски, картофельные «бамбергские рожки», нюрнбергские кексы к Рождеству, пироги со сливами. И, конечно, пиво. Выясняем, что шесть пивоварен варят исключительно бионапиток, а еще десять производят как органический, так и традиционный.

Спрос на чистую еду, говорит Клаус Визингер, огромный, в том числе и благодаря программе «Биорегион Бавария–2020», эффект от которой превзошел ожидания. Если в 2012 году на баварских землях было 6.485 экологических сельхозпредприятий, то в 2016–м — уже более 8 тысяч. Задача — к концу второй десятилетки XXI века удвоить производство экологических продуктов и улучшить их маркетинг в Баварии, судя по всему, будет достигнута. Сегодня рынок таких продуктов — 2 миллиарда евро, а это 25 процентов от всего органического рынка ФРГ. А будет еще больше, поскольку в полку желающих составлять повседневное меню из биопродуктов прибывает день ото дня.

Центр компетенции координирует работу всех девяти баварских институтов, специализирующихся на органическом земледелии. Помимо масштабных исследований, разработки оптимальных севооборотов, новых технологий обработки почв, они также предоставляют фермерам информацию, как заручиться поддержкой инвесторов, где продать биопродукт.

Полезные уроки


МИД ФРГ пригласил белорусскую делегацию к себе в гости на Werdersher Markt 1. Нас встречает Мирко Круппа, заместитель начальника отдела МИД ФРГ, отвечающий за отношения в области культуры и образования с Россией, Украиной, Казахстаном, Беларусью и Молдовой. Как возникла идея поездки именно для специалистов из нашей страны?

Тино Хедрих показывает, что растет в теплицах.

— В Германии интерес к органическому земледелию обусловлен, с одной стороны, высоким спросом, люди заботятся о своем здоровье. А с другой — тесно связан с бизнес–идеями, финансированием сельскохозяйственного сектора. Возьмем, к примеру, туризм. Жители городов вообще забывают, откуда берется еда. А образовательные программы для молодежи в сфере экоземледелия помогают заполнить этот пробел. Свой опыт мы стремимся передавать в другие страны. В Беларуси, насколько я знаю, тоже есть инициативы в этом секторе. И, думаю, вам наш опыт будет полезен. Ну а в перспективе белорусские биопродукты могут заинтересовать немецкого потребителя, — не сомневается Мирко Круппа. — Но у них должен быть узнаваемый бренд. Чтобы мы, глядя на этикетку, не сомневались — это гарантия безупречного качества.

Беларусь открыта для общения с другими странами, подтвердили в МИД ФРГ участники делегации. И любые взаимоотношения, в том числе и в аграрной сфере, полезны. А чтобы контакты не прерывались, немецкие коллеги пригласили белорусских специалистов посетить одну из 3.300 специальных презентаций от 242 фермерских предприятий, которые проводятся в Германии в течение года: «Их поддерживает как федеральное министерство сельского хозяйства и продовольствия, так и региональные власти, за образовательную деятельность они получают еще и компенсацию. В различных университетах изучают предмет 4 — 6 месяцев с возможностью получить практические навыки в фермерских хозяйствах. Это могут быть граждане других стран, к нам приезжали из России, Украины. Из Беларуси никогда не было. Приглашаем!»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Андрей Заневский:

— Качественная, экологическая продукция, которая пусть и дороже, но все же востребована на рынке, становится для нашего потребителя привлекательнее. Беларусь изучает опыт европейских стран и намерена его развивать. Однако быстро и эффективно перейти к органическому сельскому хозяйству невозможно. Мы еще в начале пути, поэтому у нас пока единицы сертифицированных хозяйств. Интерес к этому делу растет, и, надеюсь, таких хозяйств будет все больше. И здесь важно дать возможность малому бизнесу освоить эту нишу на рынке. Еще предстоит разработать отечественные стандарты на основе европейских, агробиологические и агротехнические приемы возделывания сельхозкультур для получения органической продукции, системы сертификации и инспекционного контроля. Совместно с НАН продолжить научные исследования в этой сфере, внедрение технологий экологического выращивания различных культур, селекции устойчивых сортов, биологических методов защиты растений.

Координатор Центра экологических решений Любомир КЛЕПАЧ:

— В поездке по Германии меня прежде всего интересовали возможности кооперации экофермеров. У нас таких производителей еще мало и они разрозненны. Их нужно собрать вместе, объяснить возможности в плане обмена опытом производства, совместного обучения, сбыта продукции. Сегодня у нас нет четко сформированной цепочки — потребитель — переработчик — покупатель. Поэтому пока еще фермеры людям сами объясняют, почему органический продукт — это хорошо, сами продвигают товар. Они должны быть в одном лице и юристами, и трактористами, и ветеринарами. В данной ситуации я для себя вижу задачу помогать фермерам в их кооперировании. Реально ли у нас создать что–то вроде экоакадемии? Мы задумываемся о создании такого центра, присматриваемся к ученым, которые могли бы в этом помочь. Убежден, пусть с некоторым опозданием, но мы будем идти в направлении органического сельского хозяйства тем же путем, что и Германия.

ЦИФРЫ

В аграрной сфере ФРГ заняты преимущественно мелкие семейные фермы. Площадь для производства органической сельхозпродукции — 1,1 миллиона гектаров (в 2000 году — 546 тысяч гектаров), или 6,5 процента всех сельскохозяйственных земель страны. В среднем одно экохозяйство занимает около 45 гектаров. Для сравнения: объем рынка производства органической продукции в Германии составляет 8,3 миллиарда евро, Франции — 4,8, Италии — 2,2, Швейцарии — 1,8.

А ЧТО У НАС?

В Беларуси разработана концепция и разрабатывается проект закона «О производстве и обращении органической продукции», который планируется принять в 2017 году. Создана рабочая группа по развитию органического сельского хозяйства, в которую вошли представители различных организаций, ученые и фермеры. Общественные объединения экологической направленности на базе агроэкоусадеб продвигают проекты по популяризации идей органического земледелия как среди возможных производителей, так и покупателей.

Фото автора.

Советская Белоруссия № 27 (25162). Четверг, 9 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter