Наша карта не бита

Фестиваль «Белая вежа» достиг совершеннолетия и зрелости

«Белая вежа» достигла совершеннолетия и зрелости

Представители СМИ, театроведы четырех стран, зрители и Совет старшин определяли победителей на театральном фестивале «Белая вежа». Редкий случай, когда события начались с первого дня. Девиз директора фестиваля Александра Козака, отобравшего 22 спектакля из 13 стран (а заявку подавали более 200 коллективов), что все должно быть свежо, интересно, превзошел ожидания.

Знакомство с мировой театральной культурой превратилось в разрушение стереотипов восприятия и радостные открытия. Лучшими стали спектакли Литвы, Польши, России и Беларуси. Без всяких натяжек и комплиментов наш белорусский блок из трех победителей Национальной премии («Пиковая дама», «Одноклассники», «Кто смеется последним») и примкнувшему к ним «Урожаю» брестского театра был оценен по достоинству, особенно зарубежными специалистами. Отмечали высокий уровень драматургии режиссуры, актерской игры. Самым изящным спектаклем фестиваля назвали «Пиковую даму». Самым спорным — «Урожай». Строго и критически отнеслись к работе Театра киноактера «Кто смеется последним», особенно к сцено¬графии и режиссуре.

За восемь фестивальных дней было, по моим наблюдениям, не меньше восьми спектаклей, о которых хотелось говорить, думать и определять их как новое слово в данном виде искусства. О своих сказано и написано достаточно много. Россия на прошлых фестивалях почти всегда проигрывала, так как привозила кассовые и коммерческие работы, рассчитывая на раскрученных звезд. В этом году Москва и Санкт-Петербург вырвались в лидеры. «Мцыри» М. Лермонтова в постановке «Школы драматического искусства» соединил великий стих с пластикой восточных единоборств, хореографией, вокалом, игрой на ударных инструментах. Роль Мцыри исполняют три актера, уверенные в том, что текст — это интеллектуальный продукт, а дух его заключен в теле. Тело может погибнуть. Дух — никогда. Постановщик спектакля, он же хореограф и исполнитель главной роли Константин Мишин был признан лучшим. Приз за лучшую женскую роль увезла в Питер Ольга Белинская за спектакль политической остросоциальной направленности «Антитела». Этот документальный проект вызвал самые горячие споры критиков и самый большой ажиотаж зрителей. Он построен на современных медиатехнологиях и похож на хорошо организованный хаос, что всегда благодарно воспринимается молодежной аудиторией.

Просто шикарный мультимедийный спектакль «Портреты польских королей» показал двадцатисемилетний режиссер из Кракова Кшиштов Горбачевский, который к тому же провел мастер-класс для всех желающих. Это по-настоящему экспериментальная работа, уводящая театр в сторону кино, снятая вживую 16 видеокамерами, использующая все пространство сцены (даже колосники, подвалы, закоулки). Для нас — суперавангард, но в Польше так не считают. Благородная патриотичная задача актеров — показать правителей через призму истории — была достигнута.

Польский театр был представлен в разных жанрах. Это моноспектакль из Слупска, танцевальный коллектив из Варшавы, кукольный — из Гданьска и площадной — из Познани. Последние отважились устроить ужасающую битву роялей. Шесть огромных ценных инструментов разбивают, растаскивают на части и превращают в ступеньки послевоенного дома. Так раскрывается в спектакле тема уничтожения культурных ценностей в годы Второй мировой войны. А рядом с этим зрелищем-катастрофой замечательный теплый, добрый детский спектакль о собаке, которая плыла на льдине по Балтийскому морю и была спасена неравнодушными людьми.

Гран-при фестиваля получил любимый в Минске и Бресте литовский режиссер Альгирдас Латенас за спектакль «Леди Макбет». Нет такой пьесы у Шекспира. Великий англичанин создал кровавую трагедию «Макбет». Латенас любит классику, ставил «Ричарда ІІІ», «Короля Лира». Признается, что «Макбет» не дает покоя. Спектакль Латенаса в нашем театре имени Янки Купалы не был успешным. Режиссер решил вернуться к пьесе в своем вильнюсском коллективе и создал совершенный спектакль, где в ладу сценография, музыка, актерское исполнение, пластика. Спектакль длинный и завораживающий своими метафорами и образами. Он нацелен на интеллектуальную работу зрителя, не прост для восприятия.

Среди того, что «свежо и интересно», был «Гамлет», сыгранный женщинами-стриптизершами в ночном клубе. Азербайджан сделал заявку на разговор о проблемах беженцев. Протанцевал беседу о ворах артист из Армении. Что-то темпераментное и бестолковое показали артисты из Египта. В городском Парке имени 1 Мая зарыли в землю своих исполнителей перформеры из Швеции.

Каждый из 22 спектаклей подвергался профессиональному разбору. Часто мнения критиков были прямо противоположными, но деликатными и не сопровождались раздражением тех, кого критиковали. «Белая Вежа» достигла совершеннолетия и зрелости.

На снимке: сцена из спектакля «Кто смеется последним» Театра-студии киноактера.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter