Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Это вам не за компьютером сидеть». Единственный в Беларуси художник-пирограф – о том, как создает свои работы

Нарисованные огнем

Наверное, не было в СССР ребенка, который хотя бы раз не обжигал пальцы, пытаясь выжечь на фанерной дощечке неуклюжий цветок или кораблик. Житель Жодино Игорь Коперский превратил детское увлечение в «профессиональное хобби». Он единственный в нашей стране художник-пирограф, который создает полноценные картины с помощью аппарата для выжигания. В эти дни в Жодинской художественной галерее проходит его персональная выставка «Моя любимая спортивная Беларусь», посвященная зимней Олимпиаде.

На одну картину у Игоря Коперского уходит до двух месяцев

Азам выжигания Игоря Владимировича обучил «трудовик» из Славгородской школы-интерната, где он рос:

– До сих пор помню две свои первые работы. На одной изобразил букет роз, а на другой – сюжет из книги «Алые паруса». Розы подарил девушке, а «паруса» пропали – наверное, они кому-то очень понравились.

Шлифовать мастерство продолжил в армии. Корпеть над одной картиной приходилось подолгу: у них с товарищем был один прибор для выжигания на двоих. Работать умудрялся даже в наряде – сержанты закрывали на это глаза.

Женившись, оборудовал мастерскую прямо на кухне. Домашние поначалу возмущались, но со временем привыкли и к лежащим на столе инструментам, и к специфическому запаху:

– Одна беда – цветы на кухне не растут. Видимо, им не нравится соседство с аппаратом.


Обычно на одну картину уходит от полутора месяцев до двух. Первый шаг – найти подходящую фотографию в интернете или в личном фотоархиве. Затем изображение переносится на дерево, и художник принимается за работу. Мастер не приемлет современных аппаратов – говорит, что неудобные:

– Самый лучший прибор – белорусские «Гном» и «Супергном». Правда, в 2005 году их сняли с производства. Я купил последние.

В личной колекции Игоря Коперского не один десяток экспонатов. Здесь и портреты известных людей, и шедевры архитектуры от Софийского собора до Эйфелевой башни, и сцены спортивных баталий. Одной из самых сложных за всю его практику стала картина «Бросок победы», посвященная женской сборной Беларуси по баскетболу.

– Эта работа сложна тем, что помимо главных персонажей пришлось изобразить еще 150 второстепенных – болельщиков на трибунах.

Такой интерес к спортивной теме неслучаен: Игорь Коперский работает тренером в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, ведет занятия по дзюдо и самбо. Вот и сейчас, рассказывая о своих картинах, параллельно дает задания ученикам: «Строимся в колонну по четыре и делаем кувырочки!»


И если спортивных последователей у Игоря Владимировича много, то в пирографии преемника он так и не вырастил:

– Если вижу у кого-то из ребят интерес – учу, показываю. Но им не хватает терпения: молодежь привыкла к компьютерам, когда любую операцию можно совершить одним нажатием кнопки, а тут надо посидеть, попотеть. Пирография не любит быстроты – она требует усидчивости, аккуратности, ведь если сделаешь помарку, исправить будет непросто.

krupenk@sb.by

Фото из архива Игоря Коперского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter