На одну картину у Игоря Коперского уходит до двух месяцев
Азам выжигания Игоря Владимировича обучил «трудовик» из Славгородской школы-интерната, где он рос:
– До сих пор помню две свои первые работы. На одной изобразил букет роз, а на другой – сюжет из книги «Алые паруса». Розы подарил девушке, а «паруса» пропали – наверное, они кому-то очень понравились.
Шлифовать мастерство продолжил в армии. Корпеть над одной картиной приходилось подолгу: у них с товарищем был один прибор для выжигания на двоих. Работать умудрялся даже в наряде – сержанты закрывали на это глаза.
Женившись, оборудовал мастерскую прямо на кухне. Домашние поначалу возмущались, но со временем привыкли и к лежащим на столе инструментам, и к специфическому запаху:
– Одна беда – цветы на кухне не растут. Видимо, им не нравится соседство с аппаратом.
Обычно на одну картину уходит от полутора месяцев до двух. Первый шаг – найти подходящую фотографию в интернете или в личном фотоархиве. Затем изображение переносится на дерево, и художник принимается за работу. Мастер не приемлет современных аппаратов – говорит, что неудобные:
– Самый лучший прибор – белорусские «Гном» и «Супергном». Правда, в 2005 году их сняли с производства. Я купил последние.
В личной колекции Игоря Коперского не один десяток экспонатов. Здесь и портреты известных людей, и шедевры архитектуры от Софийского собора до Эйфелевой башни, и сцены спортивных баталий. Одной из самых сложных за всю его практику стала картина «Бросок победы», посвященная женской сборной Беларуси по баскетболу.
– Эта работа сложна тем, что помимо главных персонажей пришлось изобразить еще 150 второстепенных – болельщиков на трибунах.
Такой интерес к спортивной теме неслучаен: Игорь Коперский работает тренером в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, ведет занятия по дзюдо и самбо. Вот и сейчас, рассказывая о своих картинах, параллельно дает задания ученикам: «Строимся в колонну по четыре и делаем кувырочки!»
И если спортивных последователей у Игоря Владимировича много, то в пирографии преемника он так и не вырастил:
– Если вижу у кого-то из ребят интерес – учу, показываю. Но им не хватает терпения: молодежь привыкла к компьютерам, когда любую операцию можно совершить одним нажатием кнопки, а тут надо посидеть, попотеть. Пирография не любит быстроты – она требует усидчивости, аккуратности, ведь если сделаешь помарку, исправить будет непросто.
krupenk@sb.by
Фото из архива Игоря Коперского